Три рассказа

Автор: Успенский Николай Васильевич

  

Н. В. Успенский

Рассказы

  

   Крестьянские судьбы: Рассказы русских писателей 60—70-х годов XIX века/ Вступ. статья и коммент. Ю. В. Лебедева. — М.: Современник, 1986.— (Сельская б-ка Нечерноземья).

   OCR Бычков М. Н.

  

СОДЕРЖАНИЕ

  

   Обоз

   Зимний вечер

   Пропажа

  

  

ОБОЗ

  

   По большой дороге ехал обоз; темнело; до деревни оставалось не более двух верст. В поле крутилась сильная метель; ветер рвал с возов рогожи и веретья; лошади ныряли в ухабах, под полозьями сердито ревел снег. На переднем возу закутанный лакей, чтобы согреться, пел песни, то и дело переменяя их. Отставший от обоза мужик с занесенным лицом отпрягал лошадь, а в стороне от него другая лошадь сидела в сугробе, не зная, что с собою делать; между тем возки перегоняли обоз, ямщики покрикивали; вьюга как будто все усиливалась. Обоз иногда останавливался и опять трогался; вдали раздавались понуканья или тянулась с переливами песня, относимая ветром, звенел колокольчик и уходил вместе с мчавшейся тройкой; раздавались крики: "Далеко до деревни?" Ветер по-прежнему выл, и метель заносила дорогу. Много было в эту погоду порвано заверток, побито лошадей и пролито слез…

   Вечером вьюга начала затихать; колокольчики слышались яснее. Обоз въехал в деревню.

   Около одиннадцати часов ночи в избе одного постоялого двора, при свете ночника, сидели за столом хозяин (дворник) и мещанин в красной рубахе; они собирались спать и лениво пересыпали из пустого в порожнее. Работница стирала со стола. На полатях и на хорах лежал ряд человеческих голов, и раздавалось храпение; некоторые из недавно приехавших мужиков разувались; иные лежа толковали про дорогу, завертки, сломанные оглобли и пр. На печи лакей жаловался, что он отморозил ноги.

   — А что, я полагаю, Митрий Егорыч, простуда ведь губит здоровье…— говорил хозяину мещанин, зевая и стуча ножом по столу.

   — Губит… Вы про простуду говорите?

   — Да… А то раз, я вам не сказывал, мы с Антипом кур ездили покупать: ну, приехали мы к барыне одной, и я ей сейчас начал доказывать, что все мы созданы из одной глины; а нам у ней хотелось подцепить сотенку цыплят…

   — Ну, что же она?

   — Ничего: обошлось отменно; а что, как вы полагаете, завтра будет метель?

   — Господь знает…

   — А гудёт шибко! Наступило молчание.

   — Что, вы продали своего сивого мерина-то?

   — Продал, на Никитской ярмарке.

   Снова наступило молчание. Мещанин продолжал стучать по столу и зевать.

   — Ах, господи помилуй!.. Так-то живешь, живешь, да и умрешь.

   — Недаром смерть пишется — с косой,— прибавил хозяин.

   Хозяин и мещанин стали вслушиваться, как на печи кто-то рассказывал:

   — У него, я тебе говорил, была только жена, мать да три лошади. И ездил он, этот извозчик, по большим дорогам один, ни с кем в общество не вступал и никого не боялся… Лошади у него были такие, цены нету! Сила у извозчика была непомерная: воз ежели взвалился на косогоре, взял, ухватил и поднял! Грудь была около пяти четвертей в ширину, и добрее человека поискать: нищенка сидит,— сейчас подаст копеечку; а поехал — божественное на уме; всякой Дворник, мужик за один вид его уважали. Деньги он имел; но главное имущество были лошади; сказываю, животам цены нету!

   — А давно это было? — спросил рассказчика лакей.

   — Да недавно, тебе говорят.

   — Ну, до свидания,— сказал мещанин хозяину, вылезая из-за стола,— пора спать…

   — До свидания,— сказал хозяин. Мещанин начал располагаться под святыми, а хозяин пошел за перегородку.

   — А вы, Митрий Егорыч,— крикнул мещанин хозяину, кладя себе под голову полушубок,— не знаете, сколько веков прошло от Адама?

   — Должно быть, много,— ответил хозяин,— без счет трудно догадаться, надо на счетах это выложить.

   — Веков, я думаю, сто двадцать будет?

   — Это будет.

   — Раз летом,— продолжал рассказчик,— в полдень извозчик этот выехал на крутую гору и отпрег лошадей — кормить. Задал им корму и стал варить кашу. Вскоре к нему подъехали два мещанина и тоже отложили лошадей. Извозчик сидит и говорит мещанам: "Вот, говорит, хорошо бы теперь выпить вина, да поблизости кабака нету". Один мещанин отвечает: "Давай, я привезу водки!" Извозчик дал ему денег, и водка явилась тотчас. Извозчик угостил мещан, съел на доброе здоровье котел каши и лег под телегу спать; жарко было. Мещане трубочки покуривают, лежат, а всё дивуются на лошадок извозчика. Только на другой горе вдруг, мещане увидали, показалась пыль… едет карета шестериком; так катит под гору-то!

   Немного годя из-под горы к мещанам бежит кучер с кнутом, а сам кричит: "Эй, эй, братцы! пособите… давайте лошадей".

   Мещане разбудили извозчика. Говорят: "Пойдем-ка, любезный, посмотрим, что там такое? должно, с каретой что случилось". А извозчик пожался так-то и говорит: "Как было я соснул крепко!"

   Приходят к мосту, под гору. Стоит большая карета, и спереди и сзади нагруженная; а лошади стоят, повеся головы, и не отдохнут, будто овцы. У экипажа стоит толстый господин; усы до пояса, глаза черные; вокруг пояса у него струменты, а подле него ходят два маленькие баюрченочка.

   — Ну, что же вы? давайте лошадей! — закричал господин к народу.

   Извозчик, про которого я говорю-то, поглядел на карету, походил кругом нее, да и отвечает:

   — Вот что, ваше высокоблагородие, я могу вам пособить, только прикажите ваших лошадей всех отложить; я пойду приведу свою.

   — Ладно…

   Все думают, как это он хочет изнять одною лошадью. Годя несколько извозчик ведет лошадь: бурого мерина, и видно, как с горы-то у лошади грудь переваливается; лошадь спокойная, уши вперед держит, глядит на народ.

   Подводит извозчик ее к карете, повернул, а хвост у ней словно кушак взвился. Принялись ее запрягать, все в молчанку играют; барин как вкопанный глядит на мерина, даже баюрчатки подбежали — любуются…

   А мужицкие лошади стоят в стороне; иная уж легла.

   Ну, запрег извозчик… Все глядят, известно…

   Слушавший лакей дремал, стараясь, однако, и в полусне уследить за ходом рассказа; мало-помалу ему под говор рассказчика начала рисоваться летняя большая дорога: стоит карета, вокруг нее народ. Карета поехала; "Прощайте!" — слышатся голоса; лакей вскакивает на запятки и несется… "Ну, вывез!" — шумят голоса. Вдруг лакей бежит по лугу, вдали мелькают разноцветные платья горничных, лакей спешит за ними и тужит, что не захватил с собой балалайки. А вот солнце уже закатывается, и лакей возвращается грустный в барский дом; но на дороге слышит выстрел и останавливается: "А! это барин, должно быть, в утку пробил!"

   Вскоре лакей слегка вздрогнул и проснулся; вокруг все было тихо, в избе темно; лежавший с ним рассказчик молчал; по всей избе взапуски разносилось храпенье.

   — Иван! — закричал лакей, толкая рассказчика.

   — Чего?

   — Как чего? Что ж ты замолчал?

   — Да я уж все рассказал, вы заснули и пропустили.

   — Ну, что же лошадь-то?

   — Да я сказал: проезжий господин ее застрелил…

   — Как? За что?

   — Она вывезла тарантас-то; а барин пристал к извозчику: "Продай лошадь!" Извозчик говорит: "Десять тысяч не возьму… Жизни лишусь…" Господин выхватил пистолет и повалил ее…

   — Что же извозчик?

   — Говорят, уже больше не ездит по дорогам.

   Лакей и рассказчик замолчали; они немного послушали, как в трубе гудёт ветер, и заснули. Под окнами хлопали ставни, и на улице изредка слышалось: "Ночевать пожалуйте…"

   В избе было как во тьме кромешной; все наповал храпело; у иного в горле такие раскаты раздавались, что представлялось, что кто-нибудь во мраке ночи, подкравшись к спящему, умертвил его.

   Рано утром, лишь только пропели вторые петухи, кто-то из мужиков сонным голосом крикнул:

   — Эй, вставай, рассчитываться пора!

   В избе зажгли ночник.

   — Что, как погода-то, ребята?

   — Не говори, брат!.. такая-то бушует!

   — Как мне быть с своею лошадью-то? Вряд ли доедет… Извозчики разбудили хозяина и мало-помалу начали

   собираться вокруг стола, медленно вытаскивая из-за пазухи кошели, висевшие на шее; иные еще умывались, молились богу и старались не смотреть на садившегося за стол хозяина, потому что расчет для них был невыносим. Один мужик стоял у двери и глядел на икону, намереваясь занести руку на лоб, но хлопанье счетов и хозяйский голос смущали его. Мещанин, разбуженный мужиками, с проклятьями переселился на нары, говоря там: "Чтоб вам померзнуть в дороге, горлодёры!"

   — Ты сколько с меня положил? —простуженным голосом спросил хозяина извозчик.

   — Тридцать копеек.

   — Ты копейку должен уступить для меня… Я тебе после сослужу за это… ей-богу…

   — А кто это у вас, ребята, вчера рассказывал? — вдруг, смеясь, спросил хозяин.

   — Про извозчика-то? — заговорило несколько голосов.

   — Да.

   — Это вот Иван.

   Мужики все несколько ободрились, глядя на усмехавшегося хозяина, и были очень довольны, что он хоть на минуту отвлек их внимание от расчета. Хозяин сделал это для того, чтобы мужики не слишком забивали свою голову утомительными вычислениями, а поскорей рассчитывались.

   — Важно, брат, рассказываешь, — сказал хозяин.— С тебя приходится, Егор, сорок две… Нет, у нас был один рассказчик курский… из Курска проезжал, так уморит, бывало, со смеху… две за хлеб да сорок… сорок две…

   — Евдоким! Нет ли у тебя пятака?

   — Ну только, — продолжал хозяин,— с чего-то давно перестал ездить… уж и голова был! еще давай гривенник… За тобой ничего не останется.

   …Однако мужики поняли, что все-таки надо соображать и следить за расчетом, хотя дворник завел речь о курском рассказчике. Вследствие этого мужики снова приняли мрачный вид, напрягая все свое внимание на вычисления:

   — Егор! погляди: это двугривенный аяи нет?

   — Ну-ко… не разберу, парень…

   — Подай-ко сюда!

   — Смотри, малый!

   — Это фальшивый!.. у меня их много было…

   — Хозяин, ты что за овес кладешь?

   — Тридцать серебром. Василий!—сказал хозяин,— ты о чем хлопочешь! Ведь ты с Кондрашкой из одного села?

   — Да как же… одной державы… только вот разумом-то мы не измыслим.

   — Вы так считайте: положим щи да квас — сколько составляют? восемь серебра. Эх, писаря! Зачем секут-то вас?

   — Известно, секут зачем… Ну, начинай, Кондратий: щи да квас…

   — А там овес пойдет…

   — Овес после… ты ассигнацию-то вынь: по ней будем смотреть…

   — Вы, ребята, ровней кошели-то держите… счет ловчей пойдет.

   — Не сбивай!.. Э!.. вот тебе и работа вся: с одного конца счел, с другого забыл.

   Через час, после нескольких вразумлений мужикам, хозяин, придерживая одной рукой деньги, другой счеты, вышел вон из избы, оставив всех мужиков с кошелями на шеях за столом.

   — По скольку же он клал за овес?

   — А кто его знает… Ты ему гляди в зубы-то: он на тебя то напорет, что зазимуешь здесь…

   — Вот там!.. Чего опасаться? Ты чихверя-то знаешь? Валяй чихверями… Пиши…

   Мужики окружили пишущего.

   — Это ты что поставил?

   — Чихверю…

   — Ну? эта палка что? щи?

   — Нет, квас…

   — Какой там? Я пишу, что с хозяина приходится?..

   — Слушай его!.. Ты, Гаврила, про что давеча мне говорил?

   — Да не помнишь, сколько ты у меня взял в Ендове?

   — Постой! Я тебе давно говорил, Гаврила, ты восчувствовать должен. На прошлой станции кто платил?

   — Ну, ты погоди говорить: сколько за свой товар приказчик дал на всех?

   — По гривне.

   — Ну, ладно: ты разложи эти гривны здесь на лавке — пойдем сюда к печи…

   — Что там делать? А ты мне скажи: ты пил вчера вино?

   — Нет.

   — Ну, третьеводни?

   — Нет.

   — Ты бога-то, я вижу, забыл…

   — Я, брат, бога помню чудесно…

   — Нет, ребята, лучше валяй чихверями; мы его живо обработаем! Нарисуй-ко сперва овес…

   — Да что вы с ним толкуете; давайте лучше жеребий кинем….

   — Для чего жеребий?

   — Разведать: может, кто из нас плутует…

   — Так и узнал!.. Тут одно спасение в чихверях… Наука, вострая!

   — Андрей! Сочти мне, пожалуйста.

   — Давай. Ты что брал?

   — Сено, да ел вчера убоину…

   — Ну? а кашу?

   — Нет… не ел., что ж…

   — А у тебя всех-то денег сколько?..

   — С меня приходилось сперва сорок три… а всех денег, что такое?.. Куда я девал грош-то?

   — Ну, ты гляди сюда; что я-то говорю: ты убоину-то ел?

   — Да про что ж я говорю: жрал и убоину, пропади она!

   — Ну, коли так, дешево положить нельзя.

   — Что за оказия? Куда ж это грош девался?

   — Ребята, будет вам спорить! Бросай и чихверя и разговоры; пустим все на власть божью!

   — Да нынче так пустим, завтра пустим, этак до Москвы десять раз умрешь с голоду!.. По крайности — башку понабьешь счетами, а то смерть! Я тебе головой отвечаю: что чихверь — первая вещь на свете!

   — Ну, ребята, бросай все!

   — Бросай!.. провалиться ей пропадом.

   — Как провалиться!.. Эко ты!

   — Нет, надо считать!.. Как можно!

   — Известно, считать… Ай мы богачи какие?

   — Ивлий! не знаешь ли: пять да восемь — сколько?

   — Пять да восемь… восемь… А ты вот что, малый, сделай, поди острыгай лучиночку и наделай клепышков, знаешь…

   Мужики в беспорядке ходили по избе, обращаясь друг к другу и придерживая кошели; кто спорил, кто раскладывал лучину; иные забились в угол, высыпали деньги в подол и твердили про себя, перебирая по пальцам: "Первой, другой…" Два мужика у печи сидели друг против друга и говорили:

   — Примерно, ты будешь двугривенный, а я четвертак… этак слободней соображать…

   Один будил на печи лакея, не зная, что делать с своею головою; другой будил мещанина, который закрывался шубой и крепко ругался, покрывая голоса всех мужиков.

   Наконец мужики бросили все расчеты и счеты и, перекрестившись, съехали со двора. Недоспавший лакей укутался на возу, ни слова не говоря ни с кем.

   На улице было темно; метель была пуще, чем вечером; ветер так и силился снять с мужиков армяки. Верстах в пяти от станции, на горе, один мужик крикнул:

   — Эй, Егор!.. А ведь я сейчас дознал, что хозяин-то меня обсчитал.

   — И меня, парень, тоже; ты рассуди: четверик овса… да я еще в прошлую зиму на нем имел полмеры… вот и выходит…

   — А ты что ужинал?

   — Да хлеб, квас и щи.

   — Нет, ты вот что возьми,— перебил первый мужик, и начался продолжительный спор.

   Вьюга выла немилосердно; от сильного мороза мужики часто закрывали свои лица полами армяков.

   Недели через три тот же обоз порожний ехал обратно; дворового человека тут не было. Мужики все изменились за дорогу; у одного был подбит глаз, у другого висела огромная шишка на щеке. В обозе везлись сломанные сани, за обозом бежало несколько незапряженных хромых лошадей в одних хомутах; одна лошадь лежала в санях, накрытая веретьем.

  

  

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

  

   Были сумерки. Голопятовка с своими сараями, закопченными избами и овинами утопала в сугробах. На реке у почерневшей проруби стояли бабы с толстыми, завернутыми в тряпки ногами: мимо них, с граблями через плечо, шел мужик, осыпанный мякиной; вдали тихо гудел побелевший лес.

   Среди крестьянского двора, во многих местах разрушенного, стояли занесенные снегом, шершавые клячи и овцы, подбирая солому; под навесом жались воробьи, колыхалось замерзлое белье, валялись обледенелые колеса, плетушки и разная рухлядь. Баба в худеньком кафтане, высоко подпоясавшись тряпкой, несла вязанку хворосту; шла метель; с поветей валил снег и крутился по двору.

   В голопятовскую улицу въезжал с хриплым криком торгаш. Он остановил лошадь и вошел в темную избу задолжавшего ему мужика. Сняв шапку, торгаш крикнул:

   — Кто дома?

   На печи раздался удушливый кашель больной старухи; на земляном полу чавкал поросенок.

   — Бабка! дома Митрей?

   — Чего-о? Нетути его, кормилец…— шурша соломой, ответила старуха,— четырнадцатый денек уехал в Москву.

   И старуха опять закашляла.

   Пробираясь сугробами мимо плетней, шла птичница к скотнице посумерничать и застала ее сидевшею с подойником под коровою в кухне, в которой было так тихо, что, кроме сверчка и шумевшего подойника, ничего не было слышно.

   — Здорово живешь, Митревна, касатка,— сказала птичница.

   Становилось темнее и темнее. Торгаш с заиндевелой бородой все ходил по дворам, отыскивая должников; в избах окна были запушены снегом и "царствовал совершенный мрак.

   — Эй, кто здесь? — спрашивал мещанин, пригибаясь под дверью.

   Никто не откликался.

   — Михей! Ишь, словно всех выбило…

   — Анисим! — кричал он в другой избе; но, кроме жевания коровы у печи, ничего не получал в ответ,— чтоб вас совсем!..

   Торгаш уходил.

   Кое-где в окнах появились огоньки; время от времени по реке, темной полосой, пробегали порожние сани и слышались замиравшие голоса…

   В широкой избе, с ручьями на стенах, с снегом на окнах, горела лучина; на лавках сидело несколько баб и старух за пряжей, опуская чуть не до земли жужжавшие веретена; лицом к стене стоял пасмурный, худой шерстобой, громыхая толстой струной; на полатях виднелась черная голова; на печи лежали два солдата, один лицом вверх, другой — вниз; у стола вил веревки парень, часто бросая работу и потирая локтями свои бока. Шел разговор:

   — Уж и стыдь, бабы…

   — Федосья! ты, чай, уж выткала свои кросна-то?

   — Не все… много остачи…

   — Посмотрю я на тебя: завистлива прясть, девка… шутка ли, три холста напряла! да и прядево у тебя… Бабушка! погляди-ко у ней холстину-то…

   — Ну-ко,— досучивая нитку, отвечала старуха,— сударики мои! миткаль, как есть…

   В избу вошла баба с донцем и посиневшим мальчиком. Она подняла вверх руку и проговорила:

   — У вас тепло таки! а я пришла посидеть… дома-то у нас никого нет. Что, ваши мужики не приезжали?

   — Нет, Антоновна; ждем не дождемся.

   — А я сейчас шла — такая-то несет!.. у ваших ворот снегу набило,— никак не пролезешь… да и сиверко!

   Баба вздрогнула и стала усаживаться.

   — Так-то думаешь, думаешь — господи! хоть бы уж скорее помереть…— говорила одна старуха,— что живешь? ни тебе радости, ни тебе покою…

   — А молиться небось не любишь! — подхватил шерстобой,— охать охаем, а душе помину нет! Вот осуждать — наше дело!

   Шерстобой сильно забил струною; один из солдат приподнял голову и посмотрел на него с печи.

   Две молодые бабы тихонько говорили между собой:

   — Ну, что же золовка-то?

   — А золовка-то ей и баяла: ты тепереча в тягостях, ты бы подумала о себе: век жить — не поле перейти.

   Рассказчица сняла с нити кострику.

   — Ну, а деверь-то?

   — Деверь, голубчик ты мой милый, так гонит ее, со света сжил! Уж что: не жизнь — сокруха одна…

   — Здравствуй, спешна работа! — заговорила входившая баба с горшком,— а я за огнем к вам… все ждем мужиков… сейчас бежала, глянула туда, к городу-то, не едут ли наши? нет!.. только буря стонет…

   — Что прядешь, Марья?

   — Да что прясть-то? ни былинки нет… видно, так останемся…

   Баба начала зажигать огонь.

   — А что-то, я шла, погластилось мне, будто у вас в закуте пищит ровно… отробь взяла; а после подумала: дескать, не поросята ли?

   — Эй, эй, Ефим! встань! — заговорила одна баба, тряся за волосы мужика на полатях,— встань, говорят, сходи в закуту!

   — Что там еще выдумала!..— сказал мужик и спрятал голову.

   Один солдат спокойно рассказывал своему товарищу:

   — Вот и говорит нам: "Выучите вы, удальцы, песню:

  

   Ребята! слава впереди,

   Душа кипит в восторге…

   У каждого верно на груди

   Зависит Георгий…

  

   Потому, давно в вас сугубая готовность к жертвам и насчет отечества дух Минина!" Мы тут как грянем:

  

   Что под дождиком трава,

   То солдатска голова!

  

   — А что, бабка, не пора ли нам ужинать? — спросил другой.

   — Сейчас, родимой.

   — А-их, господи!.. жизнь-то человеческая… Сергевна, посмотрю я…

   — Да!..— насаживая на гребень намычку, сказала одна из старух.

   Бабы начали хлопотать об ужине. Компания стала расходиться.

   — Пойду, Еремеевна, домой; завтра на барщину надо.

   — Пойду и я. Прощайте!

   Буря не утихала; на деревне лаяли собаки, и где-то далеко сквозь снежные вихри звенел колокольчик. Все в деревне спало под жалобную голосьбу ветра; разве где-нибудь мерцал огонек и за пряжей сидела бессонная старушка.

  

  

ПРОПАЖА

   Был зимний вечер. В крестьянской избе горела лучина; на конике1 сидел ветхий старик высокого роста, в одной рубахе, с расстегнутым воротом; он плел лапти и сурово посматривал на баб, хлопотавших близ печки. Старуха и одна молодая баба вынимали из лубочных сундучков рубахи, онучи, нитки и запихивали их в мешок, в который прежде положена была вареная каша и коврига хлеба.

   Бабы собирали в дорогу мужика Антипа, который на дворе насыпал два воза муки. В избе было тихо, только слышался шепот баб:

   — Хресточек-то не забудь, а портки-то положь вниз… под хлеб-то пихни.

   — Лапти положите пуще всего,— заговорил старик.

   — Положили, положили…— сказали бабы…— не забудь, матушка, сольцы…

   Старик начал стучать по лаптю кочатыгом2 и говорит:

   — Дорога дальняя, обужа первое дело; на дороге бог знаешь за что отдашь полтину али семь гривен…

   Уставшие бабы завязали мешок и сели друг против друга:

   — Не забыть бы чего?., дай бог память…

   — Кажись, не забыли…

   Старик перестал стучать и исподлобья посмотрел на баб, желая сделать им выговор, если они что-нибудь забыли.

   На дворе под навесом Антип таскал из амбара муку и говорил стоявшему у саней другому мужику, соседу:

   — Старик одно слово! иной раз пужанет чем ни попадя; однова ошарашил меня — шесть недель пролежал… Семая! — заключил он, бросив меру муки в сани.

   — Семая! — повторил другой мужик, разравнивая муку.

   — Однова дыхнуть,— говорил Антип, нагибаясь в за-корм,— не чаю, коли он помрет… хоть и отец… Кабы я был сам хозяин-то, да один в доме-то!.. а то всякое дело из рук валится… шкалик, шкалик, братец ты мой, иной раз и то боишься выпить.

   — Известное дело…

   — Уж и постыла эта жизнь, подумаешь!..

   Мужики зашпилили веретья3 и увязали воз веревкой; в углу двора фыркали лошади.

   — В ночь поедете?

   — В ночь…

   Антип и его сосед пришли в избу.

   — Насыпал? — спросил старик. Антип бросил у печки шапку и, потирая руки у печурки, неохотно произнес:

   — Насыпал…

   — Скоро мужики-то поедут? — опять спросил старик.

   — Кто их знает… хотели в ночь…

   — Тогда, чай, скажут,— проговорила баба. Сосед присел на хоры и, искоса поглядывая на старика, начал:

   — А небойсь теперь в Москве дорог хлеб-то?

   — Вестимо, небойсь дороже здешнего… так было спокон веку,— сказал старик,— наше дело — тем кормимся.

   — Точно,— продолжал сосед,— пропитание, стало быть, наше… ведь он, батюшка, хлебушек-то, как походишь за ним да постараешься, он тебе и отплотит, а будешь лежать, ни рожна не будет!..

   — Видно, так надо сказать, — возгласил старик, намереваясь сказать помудренее,— часто и от глупости нашей не бывает ничего.

   — А то что же? — заметил сосед,— от глупости и есть!

   — Тоже от гордости,— продолжал старик,— иной, прости меня господи, кричит: "Я богат!" — а что, мол, ты богат? что в тебе есть? — У старика слегка задрожали руки.

   — Стало быть, богатство-то наше не под нужду,— заметил сосед.

   — А завсегда надо богу молиться! — возопил старик,— еще от дедов идет история…

   Старик потащил из угла лыки и сказал:

   — Без бога не до порога.

   — Да! — отвечал сосед,— видно, что попросишь бога, то и есть.

   Кто-то постучал в окно и крикнул:

   — Эй, Антип! запрягай лошадей!

   Через четверть часа вся семья стояла перед образами.

   — Зажгите, бабы, свечи Флору, Лавру,— сказал старик,— надо об лошадях помолиться… Ну, Антип! — простившись с сыном, воскликнул он,— смотри денег попусту не трать да лошадей береги: ежели что случится, прямо говорю: лучше не показывайся на глаза! Ступай с богом!..

   Ночь была не лунная, но видная; по деревне ехал большой обоз. Антип съехал со двора и вскоре смешался с обозом.

   — Тппрру!! куда тебя занесло? куда в бучило идешь? — раздавались голоса.

   Через несколько времени обоз выехал на большую дорогу; мужики шли кучами близ лошадей, разговаривая про то, сколько кто насыпал хлеба, не взял ли кто с собой лишней оглобли, хомута; иногда мужики толкали друг друга и подсмеивались, у кого какая жена. Всех мужиков в обозе было человек до двадцати.

   — Уж и чудна Андронова жена! — говорил один,— бой баба! Надысь, когда у нас стояли солдаты, муж ее приколотил, а она приходит к нам и говорит: "Хоть без ребрышка быть, да солдатика любить!"

   Наступила полночь. Обоз проехал верст десять. Разговоры между мужиками прекратились; кто сидел на возу и спал, кто шел и дремал; иного мужика так клонило ко сну, что, не владея собою, он или падал в снег, или шел в противоположную от обоза сторону, то есть назад, и приходил в себя тогда, когда натыкался на оглоблю или на товарища, который кричал ему: "Ай домой попер?.."

   Обоз проехал еще пять верст; почти все мужики лежали на возах; не дремал один только передовой; он сопутствовал своей лошади и тихонько напевал:

  

   Девка по саду гуляла,

   Красоту теряла.

  

   Обоз въехал в большое село, в котором кое-где светился огонь, не исключая и кабака, стоявшего среди пустой улицы.

   Передовой уже проехал село и стал приближаться к большому лесу, тянувшемуся вокруг села, как услыхал позади обоза голос:

   — Стой, стой!..— обоз остановился.— Братцы! Не выдавайте! — кричал кто-то.

   Все мужики слезли с возов и побежали по направлению к голосу; вскоре они окружили Антипа.

   — Братцы! у меня лошадь пропала! — кричал он.

   — Как так?

   — Да я было вздремнул, проснулся, хвать — лошади нет! Братцы, заступитесь! — отчаянно вскрикнул Антип,— мне теперь одно остается: удавиться… без мерина… теперь к отцу и не показывайся!

   Мужики понимали всю справедливость слов Антипа, зная его отца.

   — Эй, ребята! — крикнул один мужик,— поедем на моей лошади!

   В одну минуту мужики перетащили на другой воз муку, и человек восемь засели в порожние сани. Оставшиеся мужики собрали всех лошадей в кучу и стали ждать, чем кончится дело.

   Розыщики неслись с Антипом в село.

   — Вон, кажись, у дверей стоит баба,— заговорили мужики.— Тетушка! не видала тут лошади с возом?

   Баба молчала, держа на груди под занавеской свои руки, наконец проговорила:

   — А много дадите?

   — Сколько возьмешь?

   — Полтинник.

   — Ребята! лошадь дороже стоит!

   Бабе дали деньги, и она, подходя к саням и показывая рукой вперед, тихо начала:

   — Вон второй дом от меня проедете, заверните за угол; туда два молодца провели лошадь.

   Мужики скрылись в проулке. Спустя немного раздались голоса:

   — Тащи! волоки наружу! сымай кафтан! на улицу перва! в сани вали!..

   Шум поднялся такой, что вскоре вся улица была запружена проснувшимися сельскими мужиками, из которых иные прибежали в одних рубахах и без шапок.

   Поутру в окна одного постоялого двора ярко светило солнце, озаряя красные лица мужиков, сидевших за большим самоваром и не первым штофом водки. Хозяин в красной рубахе и жилетке, упершись кистью своей руки в стол, внимательно слушал рассказы мужиков о случившемся событии.

   Мужики все были навеселе; они о_б_м_ы_в_а_л_и Антипа.

  

ПРИМЕЧАНИЯ

  

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ УСПЕНСКИЙ

(1837-1889)

  

   Родился в семье священника села Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии. Учился в Тульской духовной семинарии. В 1856 г. поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, потом перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета, но вскоре ушел оттуда и занялся литературной деятельностью.

   С 1861 г. становится постоянным сотрудником некрасовского журнала "Современник". При содействии Н. А. Некрасова совершает путешествие по Европе. Начавшийся после 1862 г. спад общественного движения и поворот правительства к консервативному курсу вызывают у Успенского творческий кризис. В 1862 г. преподает в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, затем — в уездных училищах и гимназиях. С 1884 г. ведет полуголодное бродяжническое существование, закончившееся самоубийством.

   В очерках и рассказах из народного быта Н. Успенского Н. Г. Чернышевский увидел новый подход к изображению крестьянской жизни, свободный от идеализации, свойственной дореформенной литературе о мужике, "правду без всяких прикрас" и критическое отношение к темным сторонам жизни "простолюдинов".

   Тексты печатаются по изданию: Успенский Н. Повести, рассказы и очерки. М.: Худож. лит., 1957.

  

Обоз

  

   Впервые — Современник, 1860, No 3.

  

Зимний вечер

  

   Впервые — Современник, 1861, No 1.

  

Пропажа

  

   Впервые — Санкт-Петербургские ведомости, 1863, No 2.

   1 К_о_ник — лавка для спанья в виде ларя с подъемною крышкою, обычно являющаяся койкой хозяина избы.

   2 Кочатыг — особое шило для плетения лаптей.

   3 Веретье — дерюга, сшитая в три-четыре полотнища для подстилки в сани или телегу под хлеб и покрытия его при перевозке; ткалась из оческов льна или конопли.