Молитва о городе

Автор: Волошин Максимилиан Александрович

М. А. Волошин

Молитва о городе

(Феодосия весною 1918 года при большевиках)

   Феодосия при большевиках не напоминала ни один другой русский город.

   Она была единственным беззащитным и открытым портом на Черном море. Туда спасались со всех его побережий. Каждый день в ее порт врывались транспорты: заржавленные, помятые, заплатанные. По два, по три, по четыре в день. Однажды их пришло 34. Это было в день взятия Одессы.

   Каждый из них требовал места, грозил расстрелять остальных. расталкивал их, швартовался у мола, спускал сходни, и по сходням. со знаменами, с пулеметами, с плакатами, на которых было написано, кто они, спускалось его народонаселение и шло к совету «захватывать власть».

   Тут были трапезундские солдаты, армянские ударники, румынские большевики, сербский легион, турецкие пленные, просто беженцы и анархисты всех оттенков: анархисты-коммунисты, анархисты-террористы, анархисты-индивидуалисты, анархисты-практики…

   В течение месяца большевики были крайне правой партией порядка. Местные «буржуи» молили Бога: «Дай, Бог, только, чтобы наши большевики продержались». Благодаря борьбе с более левыми партиями большевикам некогда было заняться собственными делами — т.е. истреблением буржуев.

   Иногда наведывался миноносец из Севастополя — «Пронзительный» или «Фидониси» — и спрашивал: «Что, ваши буржуи до сих пор живы? Вот мы сами с ними управимся». На что председатель совета Барсов — портовый рабочий, зверь зверем, — отвечал с неожиданной государственной мудростью:

   «Здесь буржуи мои, и никому другому их резать не позволю».

   Благодаря всему этому Феодосия избегла резни и расстрелов, бывших в Севастополе, в Симферополе, в Ялте.

   Каждая волна приносила с собой что-нибудь новое.

   Социалистический рай начался с продажи рабынь на местном базаре — на том самом месте, где при генуэзцах и турках продавали русских рабов.

   Трапезундские солдаты привезли с собою орехи и турчанок. Орехи — 40 р. пуд. Турчанки — 20 р. штука.

   Потом прибыло турецкое посольство на двух миноносцах с помирающими от голода тяжелоранеными. Совет устроил обед — но не голодающим, а турецкому посольству. Председатель совета сидел в каскетке. Турки были корректны, в мундирах и орденах. Был произнесен ряд речей.

   — …Передайте вашей турецкой молодежи и всему турецкому пролетариату, что у нас социалистическая республика… Да здравствует третий интернационал.

   Таких речей было произнесено 6-7. После каждой турецкое посольство вставало и отвечало одной и той же речью:

   — Мы видим, слышим, воспринимаем. И с отменным удовольствием передадим обо всем, что мы видели и слышали, его императорскому величеству — султану.

   Когда настала неделя анархистов и через каждые 20 минут где-нибудь в городе лопалась бомба — очень громкая и безопасная, на стенах Феодосии можно было видеть единственную в своем роде прокламацию:

   «Товарищи! Анархия в опасности! Защищайте Анархию!»

   Но анархия была на следующий день раздавлена, сотня анархистов-практиков была вывезена под Джанкой и там расстреляна, а на месте прокламации было наклеено мирное объявление:

   «Революционные танц-классы для пролетариата, со спиртными напитками».

   После только раз появился в Феодосии отряд анархистов: они построились на площади по росту, они были вооружены до зубов и обвешаны ручными фанатами по поясу. Вид у них был грозный, и они улыбались во весь рот. Над ними развевалось черное знамя во всю площадь с надписью «Анархисты-террористы».

   По какому-то наитию я подошел к правофланговому и спросил: «Sind Sie Deutsche?» — «О, ja, ja — wir sind die Freunde» [«Вы немец?» — «О, да, да — мы друзья» (нем.)]. А затем шепотом пояснил: «Мы немецкие пленные. Сейчас анархистам очень хорошо платят».

   Через неделю Феодосия была занята немецкими войсками.

   Таковы иронические улыбки этого жуткого времени. Вот патетическая сторона его:

  

             I

  

   И скуден, и неукрашен

   Мой древний град

   В венце генуэзских башен,

   В тени аркад;

   Среди иссякших фонтанов,

   Хранящих герб

   То дожей, то крымских ханов, —

   Звезду и серп;

   Под сенью тощих акаций

   И тополей,

   Средь пыльных галлюцинаций

   Седых камней,

   В стенах церквей и мечетей

   Давно храня

   Глухой перегар столетий

   И вкус огня;

   А в складках холмов охряных —

   Великий сон:

   Могильники безымянных

   Степных племен;

   А дальше — зыбь горизонта

   И пенный вал

   Негостеприимного Понта

   У желтых скал.

  

             II

  

   Войны, мятежей, свободы

   Дул ураган;

   В сраженьях гибли народы

   Далеких стран.

   Шатался и пал великий

   Имперский столп;

   Росли, приближаясь, клики

   Взметенных толп.

   Суда бороздили воды,

   И борт о борт

   Заржавленные пароходы

   Врывались в порт.

   На берег сбегали люди.

   Был слышен треск

   Винтовок и гул орудий,

   И крик, и плеск.

   Выламывали ворота,

   Вели сквозь строй,

   Расстреливали кого-то

   Перед зарей.

  

             III

  

   Блуждая по перекресткам,

   Я жил и гас

   В безумьи и в блеске жестком

   Враждебных глаз;

   Их горечь, их злость, их муку,

   Их гнев, их страсть,

   И каждый курок и руку

   Хотел заклясть.

   Мой город, залитый кровью

   Внезапных битв,

   Покрыть своею любовью.

   Кольцом молитв.

   Собрать тоску и огонь их

   И вознести

   На распростертых ладоньях:

   «Пойми… Прости!»

  

   Впервые опубликовано: «Дело» (Одесса) 1919, No 1, 23(10) марта, С. 2.

   Исходник: http://dugward.ru/library/voloshin/voloshin_molitva_o_gorode.html