О путешествиях

Автор: Сумароков Александр Петрович

  

ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ
ВСѢХЪ
СОЧИНЕНIЙ
въ
СТИХАХЪ И ПРОЗѢ,
ПОКОЙНАГО
Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена
Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собранія Члена,
АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА
СУМАРОКОВА.

Собраны и изданы
Въ удовольствіе Любителей Россійской Учености
Николаемъ Новиковымъ,
Членомъ
Вольнаго Россійскаго Собранія при Императорскомъ
Московскомъ университетѣ.

Изданіе Второе.

Часть IX.

Въ МОСКВѢ.
Въ Университетской Типографіи у И. Новикова,
1787 года.

OCR Бычков М.И.

  

О путешествіяхъ.

  

1.

  

   На Россійскомъ языкѣ путешествій нѣтъ ни какихъ. Переводчиковъ хорошихъ нѣтъ ни одного, и перевесть нѣкому, отъ чево изображете будетъ не живо. А путешествія не для того только чтобы оныя вмѣсто романовъ служили для потерянія времени, но для проясненія Географіи, мыслей, и разсудка; а чтенье оныхъ больше приноситъ пользы человѣкамъ, ежели они писаны хорошимъ разумомъ, нежели молодому непросвѣщенному человѣку, ни кому не порученному, ни о чемъ не свѣдущему, ни чево не примѣчающему, и ни чево со своимъ Отечествомъ не сравнивающему путешествователю.

  

2.

  

   Путешествованія чужестранныя не могутъ большой пользы принести Россіянамъ, хотя бы они и лутчимъ духомъ и лутчимъ перомъ писаны были; ибо не довольно того, что нѣчто описывается; но кѣмъ оно описывается, и съ чемъ сравнивается; ради чего описатель долженъ быть Россіянинъ.

  

3.

  

   Долженъ путешествователь имѣти о своемъ отечествѣ совершенное знаніе и искусенъ быти въ литературѣ; ибо и свинья видитъ солнце, но о немъ ни какова не имѣетъ понятія.

  

4.

  

   Путешествіе описанное невѣжею служитъ ко врѣду ево отечества. Мышь о домахъ въ которыхъ она бывала, инако толкуетъ, нежели человѣкъ, какая разность между мертваго я живаго человѣка: такая разность между мертваго и живаго описанія одинъ описаніемъ въ чувствіе вселяется, и живо изображаетъ то, что онъ видѣлъ на яву, а другой бредитъ то на яву что онъ Видѣлъ во снѣ: смѣшенно видѣлъ, и еще смѣшенняе расказываетъ. Такой описатель вмѣсто просвѣщенія смущаетъ и самаго разумнаго читателя, и приводитъ ево иногда на кривую дорогу. Слѣпова слѣдамъ вѣрить не льзя.

  

6.

  

   Я предпріемлю здѣлати описаніе путешествія, и изъ оставшихъ лѣтъ средины моего вѣка, два года и четыре мѣсяца считая отъ Маія сего года, употребити въ сію пользу моего отечества.

  

7.

  

   Каково мое перо, о томъ и по худымъ переводамъ всѣ ученѣйшія въ Европѣ знаютъ, и ту мнѣ похвалу соплетаютъ, которая превосходитъ желаніе авторовъ и тѣхъ народовъ, въ которыхъ науки созрѣли и утвердилися. И что я Россіи здѣлалъ честь моими сочиненіями, въ томъ я всѣхъ ученѣйшихъ людей во всей Европѣ свидѣтелями имѣю.

  

8.

  

   Фамилію мою оставить и бѣгать по свѣту, я въ наступающихъ лѣтахъ моей старости, и дочерей о которыхъ воспитаніи я попеченіе имѣю. Не могу, такъ же и умереть на два года. Не дерзаю; ибо и кромѣ слабости моего здоровья, которое священной Римской Имперіи Графомъ, К…. Е…. С…. и Его Сіятельства Регистраторомъ, за труды мои по Теятру совсемъ испорчено.. Мнѣ уже времени жить и ходить не скорчившися осталося не много. А когда скорчится тѣло, тогда скорчится и разумъ, и уподоблюся я тогда тѣмъ людямъ, которыя свой вѣкъ какъ нибудь проживаютъ почитая слово сіе какъ ни будь, символомъ своего закона.

  

9.

  

   Многія наши путешествователи показываютъ екипажи свои чужимъ народамъ, а я не за тѣмъ ѣхать собираюся; ибо наши екипажи и головы съ наружи чужестраннымъ уже со излишкомъ извѣстны. Однако съ недостаткомъ ѣхать, желая услужить моему отечеству, не хочу. И ради того мнѣ къ моему жалованью, на оныя два года и четыре мѣсяца, потребно мнѣ. По моему исчисленію двѣнатцать тысячь рублевъ, которыя деньги по изданіи моего путешествія возвратятся въ казну съ излишкомъ; ибо шесть тысячь экземпляровъ продаваяся по три рубли, осмнатцать тысячь рублевъ, а потомъ оная во всегдашнее время продаваться будетъ, и такъ казнѣ убытка не будетъ.

  

10.

  

   Я опишу одну Италію и проѣхавъ оттолѣ Парижъ, опишу Парижъ, мѣста на пути до Италіи, и оттолѣ до Парижа, и изъ Парижа чрезъ Голандію до Петербурга.

  

11.

  

   Ежели бы такимъ перомъ, каково мое, описана была вся Европа; не дорого бы стоило Россіи, ежели бы она и триста тысячь рублевъ на ето безвозвратно употребила.

  

12.

  

   Я прошу о семъ не для себя, но для пользы моего отечества, а мой собственной прибытокъ изъ того только, одна честь имени моему.