Автографы А. Блока в альманахе Чукоккала

Автор: Блок Александр Александрович

  

Автографы А. Блока в альманахе «Чукоккала»

  

   «Наше наследие», 1989, No 4

   OCR Бычков М. Н.

  

Ответ А. Блока на стиховедческие вопросы К.Чуковского. Июль 19191

   Не окрашены ли для Вас какой-нибудь особой эмоциональной окраской звуки а о у ы э я ё ю и е

  

Ал. Блок в июле 1919 г.

  

   Все это, конечно, имело свои окраски и у меня, но память моя заржавела, а новых звуков давно не слышно. Все они притушены для меня, как, вероятно, для всех нас. Я не умею заставить себя вслушиваться, когда чувствую себя схваченным за горло, когда ни одного часа дня и ночи, свободного от насилия полицейского государства, нет, и когда живешь со сцепленными зубами. Было бы кощунственно и лживо припоминать рассудком звуки в беззвучном пространстве.

Ал. Блок

   6 июля 1919

  

   Не окрашены ли для Вас какой-нибудь особой эмоциональной окраской стихотворные размеры:

   Дактиль, Анапест, Амфибрахий.

   P.S. Таких вещей не следовало бы писать по многим причинам. Пишу, как «вексель приказу К. И. Чуковского».

  

   1 Эта запись А. Блока частично опубликована в книге: К. Чуковский. Александр Блок как человек и поэт. Л., 1924.

  

  

А. Блок

В ВЕРХОВНЫЙ ДРЕЙМАТРОС Р.С.Ф.С.И.1

  

   Мы, литераторы и художники всех сортов, какие только можно себе представить, а именно: создающие ежедневно ценности, не уступающие Шекспиру и т. Володарскому2, а также не создающие никаких ценностей, равно как и те, кто никогда и не думал о создании каких бы то ни было ценностей, а равно и те, кто относится к созданию таковых с полным скептицизмом, и те, кто никакого отношения к занятиям такого рода не имеет, — собравшись в Пулеметном Гнезде, придумали:

   1. Требовать, чтобы нас пустили в тот коммунальный огород, где, под благодатными лучами зарева заводов и петербургского солнца, капуста растет выше человеческого роста.

   2. Требовать, чтобы каждому из нас было выдано несколько полен из расчета 19% калорий на потребителя.

   3. Озаботиться об ускорении созыва учредительного собрания, причем вручаем мандат т. Аргутинскому-Долгорукову для проведения в жизнь этого начинания.

<Александр Блок>

   <26 ноября 1919>

  

   1 Блок часто писал «деловые» записки, адресованные вымышленным учреждениям, названия которых пародировали громоздкие официальные наименования того времени.

   2 В. Володарский (1891-1918) — советский государственный и партийный деятель.

   3 Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков (1874-1941) — видный коллекционер; в первые послереволюционные годы хранитель Эрмитажа. Впоследствии эмигрировал.

  

А. Блок. Шуточный протокол «Закрытие Дома Искусств». 2 апреля 19211

  

   Заседание уже закрытого Дома Искусств 2 апреля 1921 г. Гораздо многолюднее, чем пока был открыт. Реформу закрытия правительству удалось осуществить менее, чем в полтора года. За это время все успели состариться; Анненкову2 есть уже нечего, ни чаю, ни булок, ни конфет. Он сидит в резиновом тулупе и грызет мраморный стол. Марии Игнатьевны3 тоже нет. В.Немирович-Данченко4 переменил фамилию на «Л. Дейч»5, волосы у него растут иначе, но зубов по-прежнему нет. Впрочем, зубов нет уже ни у кого. Левинсон6 перешел в литовское подданство, Аргутинский-Долгоруков — в еврейское, а Гумилев — в африканское. Зачем-то пришла М. С. Шагинян — впрочем, слушать уже нечего, А. Е. Кауфман уже никаких толков и слухов не передает. Холодно по-прежнему. Читают отчет — приход с правительственной субсидией — 36 р. 50 коп., расход -около 90 миллиардов. Рассказывают, что приходил Раб Крин, хотел унести все ширмы, но вовремя вмешался Сектор. Читается обвинительный акт против гражданки Елисеевой, систематически похищавшей собственные вещи. Также — о «ресторанных атрибутах». Председатель говорит, что ни у кого больше нет никаких руководящих идей.

<А. Блок>

  

   1 «Закрытие Дома Искусств» написано в том же ключе, что и «Открытие Дома Искусств» 19 ноября 1919 г. Обе записи Блока перекликаются друг с другом. «Открытие…» опубликовано в книге «Чукоккала» (М., 1979, с. 193). Дом Искусств — общежитие писателей и художников.

   2 Юрий Павлович Анненков (1889 — 1974) — художник, иллюстратор поэмы Блока «Двенадцать» (1918), сказки Чуковского «Мойдодыр» (1921).

   3 М. И. Будберг (1892 — 1974; урожд. Закревская) — переводчица, с 1919 года — секретарь А. М. Горького.

   4 Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) — писатель, театральный деятель.

   5 Лев Григорьевич Дейч (1855-1941) — революционер, член «Земли и воли», после 1918 года отошел от политической деятельности.

   6 Андрей Яковлевич Левинсон (1887 — 1933) — художественный и театральный критик. В 1920 году покинул Россию.

   7 Абрам Евгеньевич Кауфман (1855-1921) — публицист; в 1919-1921 годах редактор журнала «Вестник литературы», председатель Общества взаимопомощи литераторов и ученых.