Тезисы докладов. 1912 -1914

Автор: Маяковский Владимир Владимирович

Владимир Маяковский

Тезисы докладов

   Владимир Маяковский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах.

   Том первый. 1912-1917

   Подготовка текста и примечания В. А. Катаняна

   ГИХЛ, М., 1955

   OCR Бычков М.Н.

  

Содержание

  

   О новейшей русской поэзии

   Пришедший сам

   Перчатка

   Достижения футуризма

   Бабушкам академий

   Первая олимпиада российского футуризма

  

  

О НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

  

   I. Борьба за освобожденное искусство и поэзия.

   1) Философия искусства и философия жизни — два различных мира. Философия жизни — математическая логика, философия искусства — непосредственная интуиция.

   2) Живопись и поэзия первые сознали свою свободу.

   3) Аналогичность путей, ведущих к постижению художественной истины, у живописи и поэзии.

   4) Цвет, линия, плоскость — самоцель живописи — живописная концепция, слово, его начертание, его фоническая сторона, миф, символ — поэтическая концепция.

  

   II. Пройденные этапы русской поэзии.

   1) Литературность поэзии.

   2) Боязнь индивидуализма.

   3) Аполлон и аполлонизм — рассадники духовного филистерства.

  

   III. Наши достижения основа свободной поэзии.

   1) Связь нашей поэзии с мифом, в частности с русским, культ языка как творца мифа.

   2) Свойства слова — поэтический импульс.

   3) Возрождение первобытной роли слова.

  

   [1912]

  

ПРИШЕДШИЙ САМ

   I. Слово самоцель поэзии (рождение и развитие поэтического произведения обусловливается внутренней жизнью самого слова).

   1) Слово против содержания.

   2) Слово против языка (литературного, академического).

   3) Слово против ритма (музыкального, условного).

   4) Слово против размера.

   5) Слово против синтаксиса.

   6) Слово против этимологии.

  

   II. У нашей поэзии нет предшественников.

   Поэзия до нас.

   1) Литературность поэзии.

   2) Пушкин, Достоевский, Толстой, разница количественная, а не качественная.

   3) Отсутствие импрессионизма.

   4) Бальмонт: парфюмерия мысли.

   5) Брюсов: бумажный оруженосец XX века.

  

   III. Мы.

   1) Возрождение истинной роли слова (народная песня).

   2) Кубизм в слове.

   3) Футуризм в слове.

   4) Мы и эго-футуристы.

   5) Мы и критики ("Аполлон", ощипанный посланец античного мира).

  

   [1913]

  

  

ПЕРЧАТКА

  

   1) Ходячий вкус и рычаги речи.

   2) Лики городов в зрачках речетворцев.

   3) Berceuse {Колыбельная (франц.)} оркестром водосточных труб.

   4) Египтяне и греки, гладящие черных сухих кошек.

   5) Складки жира в креслах.

   6) Пестрые лохмотья наших душ.

  

   [1913]

  

  

ДОСТИЖЕНИЯ ФУТУРИЗМА

   I. "Завтрашний день весь в футуризме".

   1) Квазимодо. Критика.

   2) Газеты и журналы так милы в смехе.

   3) Критика в хвосте поэзии.

  

   Образцы вульгарной критики.

   Корней Чуковский, Сергей

   Яблоновский, Валерий Брю-

   сов и другие.

   4) Основы научной критики.

  

   II. Мы в микроскопах науки.

   1) Взаимоотношение сил жизни.

   2) Город дирижер.

   3) Группировка художественных сект.

   4) Задача завтрашнего дня.

   5) Достижения футуризма сегодня.

  

   Литературный параллелизм. Запад и мы.

   Маринетти. Толстый роман, звукоподражание.

   Самостоятельность русского футуризма.

   Люди кулака драки, наше презрение к ним.

  

   6) Русские футуристы Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, Крученых, Лившиц, Хлебников и Каменский Вас.

   7) Различие в достижениях, позволяющее говорить о силе каждого.

   8) Идея сегодняшнего футуризма как ценный вклад в идущую историю человечества.

  

   [1913]

  

БАБУШКАМ АКАДЕМИЙ

  

   1) Вчерашние достижения и сегодняшний день.

   2) Группировки художественных сил в России.

   3) "Бубновый валет" (переход на амплуа "домашние").

   4) Гончарова, Ларионов (би-ба-бо лучизма).

   5) "Союз Молодежи".

   6) Знатные иностранцы.

   7) Матисс, Пикассо, Бочиони.

   8) Сказки о русских подражателях.

   9) Параллелизм в искусстве.

   10) Завтрашний день — футуристы!

  

   [1913]

  

  

ПЕРВАЯ ОЛИМПИАДА РОССИЙСКОГО ФУТУРИЗМА

  

Поведет состязающихся Владимир Маяковский

  

I. Мы.

  

   Новые гунны.

   О меди и о мясе.

   Гений без костюма.

   Зачем узоры на лицах и галстуки из аршина весны?

   Если есть Давид Бурлюк, значит "стальные грузные чудовища" нужнее Онегина, а если пришел Игорь Северянин, значит Creme de violettes глубже Достоевского.

   Я какой?

  

II. Состязаются:

  

   Вадим Баян (стихи)

   Игорь Северянин (поэзы)

   Давид Бурлюк (стихи)

   Владимир Маяковский (стихи и куски трагедии. Шла в Петербурге, Театр Комиссаржевской).

  

   [1914]

  

Примечания

  

   О новейшей русской поэзии (стр. 365). Тезисы доклада Маяковского, прочитанного 20 ноября 1912 года в Петербурге, в Троицком театре. Напечатаны на афише-программе.

   "Аполлон" и аполлонизм. — В вопросах литературы "Аполлон" стоял на позициях одного из декадентских течений — акмеизма.

   Пришедший сам (стр. 365). Тезисы доклада Маяковского, прочитанного 24 марта 1913 года в Троицком театре, в Петербурге, на "Первом публичном диспуте о новейшей русской литературе". Напечатаны на афише-программе.

   В названии доклада полемически перефразировано заглавие книги статей Д. Мережковского "Грядущий хам" (1906).

  

   Перчатка (стр. 366). Тезисы доклада, прочитанного Маяковским 13 октября 1913 года на "Первом в России вечере речетворцев" в зале "Общества любителей художеств" в Москве.

   Berceuse оркестром водосточных труб. — См. стихотворение "А вы могли бы?" ("А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?")

   Египтяне и греки, гладящие черных сухих кошек. — См. трагедию "Владимир Маяковский", слова старика с черными сухими кошками.

   Достижения футуризма (стр. 366). Тезисы доклада Маяковского, прочитанного 11 ноября 1913 года в Политехническом музее в Москве.

   Квазимодо-критика. — Квазимодо-персонаж романа В. Гюго "Собор Парижской богоматери", отличавшийся исключительным безобразием.

   Критика в хвосте поэзии… — Маяковский имел в виду выступления К. Чуковского с лекциями "Искусство грядущего дня (русские поэты-футуристы)" в Петербурге и Москве осенью 1913 года, фельетоны С. Яблоновского в "Русском слове" о футуристах и рецензию В. Брюсова об альманахе "Пощечина общественному вкусу".

   Самостоятельность русского футуризма. — С этим утверждением Маяковский выступал несколько раз в связи с приездом в Россию Маринетти (февраль 1914 г.).

   Частичным повторением этого доклада были выступления .Маяковского "О новейшей русской литературе" на диспуте в помещении Троицкого театра в Петербурге 20 ноября 1913 года и 29 ноября в зале Соляного городка. На афише диспута 20 ноября тезисы Маяковского сведены к четырем пунктам:

  

   Говорящие о нас.

   Город и стих.

   Египтяне и греки, гладящие черных и сухих кошек.

   Новые одежды.

  

   С этим же докладом Маяковский выступал во время поездки футуристов по городам России (декабрь 1913 г. — март 1914 г.).

   На провинциальных афишах тезисы доклада печатались так: "1) Квазимодо-критика. Вульгарность. 2) Мы — в микроскопах науки. 3) Взаимоотношение сил жизни. 4) Город-дирижер. 5) Группировка художественных сект. 6) Задача завтрашнего дня. 7) Достижения футуризма сегодня. 8) Русские футуристы: Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, Хлебников, Василий Каменский, Крученых. 9) Различие в достиженнях, позволяющее говорить о силе каждого. 10) Идея футуризма как ценный вклад в идущую историю человечества".

   Подробный отчет о выступлении Маяковского был помещен в "Трудовой газете", город Николаев, 26 января 1914 года (Маяковский выступал 24 января): "Те, кто полагали, что им придется участвовать в скандале и работать руками, — сказал Маяковский, — должны разочароваться: им придется работать мозгами… Поэзия футуризма — это поэзия города, современного города. Город обогатил наши переживания и впечатления новыми городскими элементами, которых не знали поэты прошлого. Весь современный культурный мир обращается в огромный исполинский город. Город заменяет природу и стихию. Город сам становится стихией, в недрах которой рождается новый, городской человек. Телефоны, аэропланы, экспрессы, лифты, ротационные машины, тротуары, фабричные трубы, каменные громады, копоть и дым — вот элементы красоты в новой городской природе. Электрический фонарь мы чаще видим, чем старую романтическую луну. Мы, горожане, не знаем лесов, полей, цветов — нам знакомы туннели улиц с их движением, шумом, грохотом, мельканием, вечным круговращением. А самое главное — изменился ритм жизни. Все стало молниеносным, быстротечным, как на ленте кинематографа. Плавные, спокойные, неспешащие ритмы старой поэзии не соответствуют психике современного горожанина. Лихорадочность — вот что символизирует темп современности. В городе нет плавных, размеренных, округленных линий: углы, изломы, зигзаги — вот что характеризует картину города. Поэзия должна соответствовать новым элементам психики современного города".

  

   Бабушкам академий (стр. 367). Тезисы доклада, с которым Маяковский намеревался выступить в 1913 году в Петербурге. Печатаются по автографу, найденному Н. Харджиевым в архиве общества художников "Союз молодежи".

   Лучизм — беспредметная живопись, пропагандируемая художниками Н. Гончаровой и М. Ларионовым.

   Боччони — итальянский художник, футурист.

  

   Первая олимпиада российского футуризма (стр. 368). Печатается по автографу. Тезисы доклада, который Маяковский намеревался прочесть 7 января 1914 года в Симферополе. Вместо этого доклада Маяковский, выступая с И. Северяниным, повторил свой доклад "Достижения футуризма" (см. выше).

   Во время поездки футуристов по городам юга с И. Северяниным состоялось еще одно выступление — 9 января 1914 года в Севастополе, а затем личные отношения между Маяковским и Северяниным были прерваны. Многочисленные иронические и полемические упоминания в статьях и стихах 1914-1915 годов выражают отрицательное отношение Маяковского к поэзии Северянина.

   Стальные грузные чудовища… — из стихотворения Д. Бурлюка.

   Creme de violettes (крем из фиалок) — название ликера из стихотворения И. Северянина "Фиолетовый транс".

   В. Баян — поэт-декадент, подражатель И. Северянина.