Красный праздник

Автор: Серафимович Александр Серафимович

  

А. С. Серафимович

  

Красный праздник

  

   Собрание сочинений в семи томах. Том шестой

   М., ГИХЛ, 1959

  

   Как масло с водой, сколько их ни взбаламучивай, упрямо расслаиваются,— так враги революции угрюмо уходят с улиц, с площадей, давая место рабочим, и начинают широко взмывать праздничные революционные флаги.

   Автомобиль неустанно несется вперед, холодный осенний ветер режет глаза, выжигая слезы. Мимо с обоих боков проносятся серые колонны революционной армии и без конца черные фигуры рабочих.

   Отчего лица спокойные?

   Нет, не весело-праздничные, не смеющиеся, а спокойные спокойствием решимости, спокойствием пережитых побед, пережитых и переживаемых боли и горечи. Тяжкий млат, дробя стекло, кует булат.

   Красные полотнища полыхают на улицах. Под серым холодным октябрьским небом красный город.

   Ни одного «благородного, чистого господина», ни одной «благородной дамы». Ветер свистит и нижет насквозь. Не зазнобило ли их?

   Чьи же это злые глаза блестят за стеклами домов?

   Вот голова нескончаемой детской колонны. У этих лица веселые. Еще не пришло время положить на них печать спокойной решимости, сосредоточенной серьезности. Они улыбаются, смеются, поворачиваются друг к другу, машут нам. И вдруг вспыхивает детское «ура», внезапное и радостное, и катится с нами вдоль их нескончаемой колонны.

   Ну, просто оттого, что автомобиль быстро несется, захлебываясь, треплются на нем красные флажки, и мы сидим, мы,— давно знакомые, даром что никогда не видались,— ведь это пролетарские дети, а в красном автомобиле могут ехать только их друзья.

   Чьи же глазенки, съедаемые любопытством, блестят за стеклами домов?

   Мальчуган стянутыми от холода ручонками несет знамя — красное знамя, а ветер валит его, а он борется, и от этого еще ярче катится, обгоняя нас, чудесное детское «ура».

   Автомобиль передохнул и пошел шагом.

   Ну, что бы им еще сделать? Ну, подпрыгнуть, шлепнуть ручонкой по кузову или пуститься с нами в обгонки? Да колонна не пускает, да детская дисциплина уже ложится на веселое своеволие.

   Автомобиль напрягся, забормотал, и пошли мелькать дома, а за стеклами то сверкающие злобой глаза взрослых, то милые, полные любопытства глазенки детей. И далеко уже теряющимися пятнами чуть краснелись знамена и потухли, и погасло далекое детское «ура».

   Вот Введенский театр Лефортовского района вспыхнул красным заревом революционного убранства, и, как черное ожерелье, рабочий народ вдоль полукруглого парапета. Красная трибуна.

   Срываемая и уносимая ветром, звучит музыка.

   Ближе и ближе. Стройно, молодо идут ряды революционной армии мимо рабочих, ее создавших.

   Нужды нет, что не все в форме,— некоторые в шляпах, иные в пиджаках,— ничего, когда понадобится, будут отважно драться вот за тех, ктотеперь на них смотрит.

   Не мимо генералитета, не мимо князей и сановников — мимо братьев, мимо революционного пролетариата идут красные боевые ряды, и широко реют красные революционные знамена — за социализм.

   Автомобиль, напружившись, вырывается с площади, и опять бегут краснеющие гирлянды, остро подымаются красные, только что выросшие башни.

   И каждый район, мимо которого пробегает автомобиль, вспыхивает красным заревом убранства, вспыхивают красные трибуны.

   Да, праздник!

   И всюду торжественно звучит он, звучит могучим аккордом красного зарева, величавого спокойствия и в молчании тех, глаза которых с немой ненавистью блестят за стеклами домов,— ни одного предательского выстрела.

   Величаво и торжественно над красным городом в гуле холодного, волнующего флаги и знамена ветра звучит красный пролетарский праздник.

   Красная площадь.

   Снимите шапки: могилы тех, кто до дна испил красную чашу страдания за братьев своих!

   Василий Блаженный, старенький и седенький, смотрит, не понимая, на проходящие ряды рабочей трудовой и боевой армии,— идут мимо высокой красной трибуны. Громыхают орудия, приземисто ползут автомобили, броневики, плотным шагом идет пехота, сдерживая горячащихся лошадей, проходит кавалерия.

   А за цепью, где серые зрители,— ни одного котелка, ни одной шляпы с перьями и… ни одного выстрела.

   На Ходынке снова проходят войска. На трибуне комиссар, несколько бывших генералов, полковников.

   Солдатик в толпе зрителей говорит:

   — Это что же, тетку их за ногу! Что же опять у нас генералы да полковники, по-прежнему?

   И сказал рабочий, оборачиваясь к нему:

   — Товарищ, они нужны нам, только не по-прежнему: нужны просто как специалисты. А в случае чего справиться с ними мы всегда сумеем: ведь перед ними не прежняя святая серая скотина, а мы.

   И, быть может, в раскатистом аккорде великого пролетарского праздника это прозвучало наиболее внушительно — спокойный учет совершающегося кругом.

  

ПРИМЕЧАНИЯ

  

   Впервые напечатано в газете «Известия», 1918, 5 мая (22 апреля), No 88(336) в специальном номере газеты, посвященном столетию со дня рождения Карла Маркса. «Мне было поручено,— вспоминал Серафимович,— дать описание широкой демонстрации в честь великого вождя мирового пролетариата. Я объезжал в течение дня на автомобиле оживленные районы столицы и дал в печать свои впечатления, стараясь показать общенародный характер праздника» (т. VIII, стр. 428).

  

   Стр. 74. Тяжкий млат, дробя стекло, кует булат — строки из поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

   Стр. 76. Василий Блаженный, старенький и седенький, смотрит, не понимая… — Храм Василия Блаженного на Красной площади построенный в XVI веке.