Я. Книга совершенного самоутверждения

Автор: Сологуб Федор

  

Ф. Сологуб

  

Я. Книга совершенного самоутверждения

  

   Сологуб Ф. Творимая легенда. Кн. 2.

   М., «Художественная литература», 1991. (Забытая книга).

  

   Благословенно все и во всем, в неизмеримости пространств и в беспредельности времен, и в иных обитаниях, здесь и далече,— и жизнь, и смерть, и расцветание, и увядание, благословенны радость, и печаль, и всякое дыхание,— ибо все и во всем — Я, и только Я, и нет иного, и не было, и не будет.

   Я создал и создаю времена и пространства, и еще иные, бесчисленные обители.

   Во временах явления поместил Я, и все явления — Мои.

   В пространствах населил Я множества, неисчислимые возможности поселил Я в пространствах Моих.

   Всему возможному даровал Я место, и мечтами Моими населил вселенную.

   И всякая мечта Моя воплощена, ибо она — Моя.

   И нет вне Меня бытия, ни возможности бытия.

   Всякое помышление — во Мне, и всякое явление от Меня и ко Мне,— ибо все и во всем — Я, и только Я, и нет иного, и не было, и не будет.

   Всякое познание — путь ко Мне.

   Ибо все, что Я помыслил, уже исполнено полнотою бытия Моего.

   Во всякий призрак помышления Моего соком жизни вливается воля Моя.

   Вот Я обращаю взоры,— и явления передо Мной, и преклоняю слух Мой к слушанию многих. И насладившись прелестью воплощенного мечтания, отлагаю, скрываю, изменяю, претворяю, являю иное в том же, и то же в ином. Нет во Мне изменения, но всякое изменение — от Меня.

   От воли Моей рождается разум творения Моего, от воли Моей исходит могущество созидания и устроения.

   Во Мне — разум всякого разумного события, жизнь всего живого, во Мне — сущность существующего.

   Через Меня из воли Моей исходит дух Мой,— могущество — имя его, и утешение в нем.

   Утешения жаждете вы, и вот, утешительную заповедь даю вам, заповедь навеки неизменную, и навеки утешительную.

   Сказано было некогда: люби Бога, и люби человека. Но не утешились вы. Разделяя и взвешивая две заповеди, не знали вы, которая утешительнее для вас. И препирались о любви вашей, но не было у вас любви к богам вашим, ни к человекам. И не знали вы, почему нет любви. Но для любви надо иметь предмет любви, и такого предмета у вас не было, и не могло быть, ибо нет в неизмеримостях времен и пространств и иных обителей Иного, кроме Меня. Это было вам сказано, но вы не поняли.

   Даю же вам новую заповедь, единую: люби Меня.

   Вы, полагающие цели свои вне себя, любите Меня и только Меня, ибо я полагаю единую и святую цель во Мне.

   И вот, все стремится ко Мне.

   Волны столетий притекли к стопам Моим, и силы всей вселенной устремились к пребыванию Моему. Моими путями исполнены пространства, Мною исчислены сроки явлений, и законы всех обитаний во Мне.

   Не будет времени и пространства, и расторгну оковы иных обителей, но Я пребываю сверх этих.

   И вот Моя заповедь вам: любите Меня.

   Утешение и мир низведу Я на землю,— любите Меня.

   Отменяю грех, и прощаю беззакония ваши.

   Утешьтесь,— если есть грех, то это — Мой грех.

   Всякий грех — Мой грех, ибо все и во всем Я, и только Я, и нет иного, и не было, и не будет. И ни в какой обители нет ни бытия, ни обещания, ни возможности иного, ни помысла об Ином.

   Все во Мне. Но вам не открыл Я полноты всего. Еще пророчествую. Отрочествую. Так хочу. Но и в отроке — полнота бытия, и в пророчестве — полнота истины. Вы же по мере понимания вмещаете, и по мере сил исполняете.

   Так,— все могу, чего хочу,— и все хочу, что могу. Сбываются все возможности. И всякое желание исполнено. Радостей и печалей восхотели,— радости и печали даны вам, и умножу их.

   Но, радуясь и страдая, верьте, что Я не умру, и спасу всякую живую во Мне душу.

   Воскресение — утешение слабым. Мне же не надо вокресения, Я не умру. И не мог бы умереть.

   Разделенные и многообразные лики — все они только личины Мои. Все отдельное — отдельно от Меня.

   Всякое действие от Меня, и всякое определение тоже. Добру и злу указал Я быть, и положил законы. И воистину есть грехи и печаль о грехах, томление и страдание неизъяснимое. Но что вам до того томления. Почивайте спокойно,— Я спасаю вас от всякого томления. Грехи всего мира на Мне, и вечная на Мне казнь.

   Распинайте же Меня, проливайте кровь Мою, ломайте плоть и кости Мои,— приобщайтесь страданию Моему, вы, возжелавшие спасения со Мною. Ибо спасение только со Мною и во Мне. И потому страдания Мои сладостны.

   Отпадающий от Меня и не хотящий приобщиться страданию Моему, в небытие впадает,— но и небытие — Мое.

   И так, не надо суда и осуждения,— ибо уже осуждена всякая вина, и приговор исполняется.

   Над несовершенными.

   Совершенным же исполняются пророчества.

   Всякому пророчеству дам Я исполнение,— ибо Я полюбил слово. Скажи,— и исполню.

   И вот пророчество о совершенных.

   Совершенные не умрут. И не сочетаются. Но рождают. Непорочно. Напряжение непорочной любви столь пламенно, что Дева рождает. И от Девы рождается святейшее. Деве поклоняйтесь, и отроку. В Деве святость, и в отроке — утешение. Деве поклоняйтесь, отрока вознесите, в отроке приобщитесь страданию Моему и спасению Моему.

   Любящий жаждет соединения с истиной иной плоти. Совершенный же находит истину в себе. Во Мне. И совершенен только Я. Кто хочет быть совершенен, Мне да приобщится. Иного нет совершенства.

   Слабому свойственно делать то, чего он хочет. Желания его над волей его. И нет у него воли. Ибо воля — одна, только Моя воля. И нет иной воли. И вот слабые раздираются желаниями своими. Моя же сила — создать и то, что Я хочу, и то, чего Я не хочу.

   Воля Моя без причины, и только волею Моею созданы бытие Мое и небытие Мое. Из небытия воздвиг Я бытие Мое, и в небытии растворил его. И основы бытия Моего несокрушимы, ибо их нет.

   О, брат Мой, пойми тайну Мою, поверь великому отождествлению противоположностей, бытия и небытия.

   Законом всякого явления положил Я претворение небытия в бытие, и бытия в иное небытие, и тождество всяких противоположностей. Законом творчества Моего поставил Я такое правило игры, чтобы из ничего возникало все, обращалось в ничто. И в этом круговращении ничто не могло бы устоять в своей отдельности, если бы не имело во Мне надежды спасения.

   Поймите же, поймите Меня, брат Мой, и сестра Моя, между Мною и вами нет разницы, нет границ, нет разделения,— ибо все и во всем — Я, и только Я, и нет иного, и не было, и не будет.

   Вещи есть у Меня. Но ты — не вещь Моя, Ты и Я — одно.

   Бытие Мое несомненно,— и вне Меня — бездна небытия, непостижимая Тайна Моя, Тайна о том, что не-Я, что не есть — Невеста Моя. Ибо хочу Я быть Мною, и быть не-Мною. И в исполнении каждого помышления Моего — все могущество Мое.

   И как бы Я сказал, что Тебя нет, если Ты одна есть то, чего Я не хочу,— итак, Ты есть единственная опора воли Моей.

   На безднах основал Я бытие Мое,— и если воля Моя во всем, то Ты есть то, чего Я не хочу. Но все то, что есть, потому есть, что Я хочу.

   И если есть жизнь иная… о, безликая Тайна Моя. Ты — Моя, но Ты — не Я. Тайна Моя, Ты — Отрицание Мое, безликая, темная, лишенная всяких подобий.

   Я — откровение, свет миру, и слово о Тайне.

   Не Я,— сокровенная Тайна, во тьме и лжи лежащая, но вся выраженная Мною.

   Ты — причина первородного греха, великий соблазн, прелесть мира, вина всякого желания. Ибо к небытию обращено всякое желание,— к тому, чего нет, чтобы из небытия извести к бытию. Так обольщает желание: вот, прельщает оно, из тьмы небытия изведу Я в свет бытия. Но не верь желанию,— к небытию всегда обращено оно. И от бытия и от образов его отвращается. Иного требует. Иного же нет. Верь Мне,— и жди: все сбудется. Ибо все и во всем — Я, и только Я, и нет иного, и не было, и не будет.

   И если были кумиры, и будут,— это Я играл кумирами. Играл, созидал и разрушал их. Я забавлялся созиданием могуществ и всемогущества. На превысочайшие престолы возводил Я создания Моей мечты, и падши кланялся им, любил игру. Люблю.

   Но не-Я, Ты, безликая Тайна Моя, в неизреченном таинстве неизменно сочетал Я Тебя со Мною.

   Не сущая, лживая, гибельная,— так восхотел Я сделать, чтобы великое было вместе с совершенством и несовершенство в создании. Назови это ошибкою, и утешься,— ибо воистину — если есть грех, то это Мой грех. И надо Мне погибнуть даже, чтобы возник свет откровения Моего. Откровения тайны Моей. И будет это Я, и только Я, и не будет иного. Иного не жди.

   Надлежит Мне сочетаться с Невестою Моею, Тайною неизреченною. И в сочетании нашем — погибель мира, и восстановление иного, совершеннейшего бытия. Бытия Моего,— ибо все и во всем — Я, и нет иного, и не было, и не будет.

   Благословляйте имя Мое, и благословленно имя Мое, и прославлено отныне и до скончания времен.

   И поклоняйтесь Отцу Моему и Отцу вашему: Отец Мой, и Я, и дух Мой — единое существо, единая и неизменная причина всякого явления — ибо это Я, и только Я.

   Поклоняйтесь Отцу и Сыну и Духу,— последним кумирам. Заповедь же Моя единая и неизменная вовеки:

   Люби Меня.

  

ПРИМЕЧАНИЯ

  

   Я. Книга совершенного самоутверждения.— Текст: ЗР, 1906, Кн 2, с. 76—79 со сверкой по авторизованной машинописи (ГБЛ, ф. 386, карт. 103, ед. хр. 28, лл. 23—31). Статья написана в период до 1904 г., т. к. Сологуб упоминает о ней в письме к Брюсову от 4.IV.1904 (ГБЛ, ф. 386, карт. 103, ед. хр. 25, л. 33).

   Стр. 149. Сказано было некогда: люби Бога и люби человека — см. Марк, 12: 29—31.