Достоинство и мера вещей

Автор: Сологуб Федор

  

Федор Сологуб

Достоинство и мера вещей

   Неизданный Федор Сологуб. Москва: Новое литературное обозрение, 1997.

  

   1. Может ли быть нравственность вне понятий добра и зла? и научное стремление вне понятий истины и лжи? и искусство без грани между прекрасным и безобразным?

  

   2. Удобно и просто ко всему прикладывать от века установленные мерки.— И так всем понятно, когда говорят, что вот это хорошо, честно, похвально, великодушно, а это худо, подло, недостойно, низко.

  

   3. И каждый думает, что в таких суждениях есть незыблемая основа.

  

   4. Но кто хочет знать, тот не довольствуется общими мерами. Он думает: есть нечто свое в каждом предмете.

  

   5. Что же свое? Соответствие ли своему назначению? Хорошо, если кубок удобен для пьющего. Но не много надо, чтобы кубок соответствовал своему назначению.

  

   6. И тем не менее, хозяин хочет пить вот именно из этого сосуда.— Есть некоторая малая черта в каждой веши, последняя черта, которая и отличает.

  

   7. Она не всегда полезна для предмета.— Но всегда выражает его характер.— Бледны для нас вещи, на которых нет этой черты.

  

   8. Воистину, отвратительно фабричное производство.— Не полезное мы любим в предметах.— Польза возьмет свой венец превосходства.

  

   9. Но сердце влечет нас к бесполезному, излишнему в предметах и в делах.— И воистину, все предметы подлинные имеют в себе нечто радостное и праздничное.

  

   10. Как будто не для будничного употребления сделаны они.— Таковы и все великие дела.

  

   11. Истинное знание, венец знаний.—Знание о ненужном, о том, чего нет вне меня, что я сам придумал. И до блестящего совершенства вознеслась теория — умозрение чистое и ненужное.

  

   12. Итак, в самом себе почерпает предмет свое достоинство.— Мастер, делая стол, должен, конечно, сделать его, сообразно заказу, прочным и удобным.

  

   13. Но истинный мастер не довольствуется этим. Совершенства хочет ®н в каждой вещи.— Не нужно красивых или величественных вещей — сердце наше стремится к совершенному.

  

   14. Прошли века красоты и подражания, общих путей и единообразных заповедей.— Сам собою хочет быть всякий предмет.

  

   15. И вот основание искусства — жажда очевидного совершенства.

  

   16. Но что же есть совершенное в поступках? Соответствие ли с целью? — Но только приведшие к цели поступки могут быть оценены таким способом.

  

   17. Новые и далекие цели ставит себе человек, и как же ценить поступки по их целесообразности! — Иные признаки совершенства надо найти в деяниях.

  

   18. Власть над людьми имеют слова «добро» и «зло». Но не согласны люди в том, что добро и что зло.

  

   19. И если бы могли согласиться, ложно было бы это соглашение.— Нет равенства между людьми, и свой путь лежит для всякого.

  

   20. Не доброта, а голубиная невинность, не зло, а змеиная мудрость,— помните ли вы мудрое слово?

  

   21. Есть скупые дела, в обрез.— Сделано,— и нет уже лишнего деланья для неведомой цели. Так действуя, не утомляются и преуспевают.

  

   22. Противно это преуспеяние.— Совершенства ищет гордый дух в делах своих.— К полезному прикладывает он лишнее.

  

   23. Где ненужное и бесполезное, там праздник духа, там печать совершенства.— Не добро ли отдать неимущему то, что ему необходимо?

  

   24. Но если совершенным в деянии хочешь быть, отдай последнее.— Не добро ли целомудрие? Но если совершенным в целомудрии хочешь быть, и не гляди на жену, и да будут жены тебе сестрами.

  

   25. Таковы поставлены были признаки совершенства над обветшалыми скрижалями. Но из всякого слова делает человек вериги для своего духа.

  

   26. И хвалит совершенство в добре, хотя и осмеивает его, но хулит совершенство во зле.

  

   27. Совершенное не для хранения.— Вечное — само сохранится.— Не стражем своей жизни жить человеку.— И отчего не умереть рано, если к тому ведет избранный путь совершенства?

  

   28. И зачем хранить то, что не может стремиться к совершенству? — Если не удался сосуд, сомни глину, брось ее, — на иное пойдет эта глина.

  

   29. Хранить ошибки и увечья — это люди называют добротою.— Но уметь уничтожить вовремя — такая же мудрость, как и уметь усовер-шить.

  

   30. Лечебницею ли стать миру? Кто бы пожелал иметь в своей библиотеке собрание всех опечаток? — Поймите, что ласкова и нежна смерть.

  

   31. Не отвергаю добра,— но ничтожно и лицемерно добро Ваше. — Не хвалю зла, но что есть зло? — То, что иным зло — возвышеннее и лучше добра.

  

   32. Для совершенного и зло и благо — едино. Но если назовешь что злом, зачем же терпишь его? Не противься злому насилием. Не бей медведя дубиною.

  

   33. Насилие усиливает зло. Только ласковая смерть его уничтожает. Убей своего медведя,— и уж, верно, он не повредит тебе. Не противься злу насилием,— умерщвляй его.

  

   34. Если ты силен, оседлай его. Нет того, что люди именуют злом, что не было бы на потребу совершенному. Даже и маленькие люди пользуются огоньком.

  

   35. Ты же, если сильный (а о слабых что заботиться,— есть им ласковая смерть),— в огненную купель войдешь и не опалишься. И это печать твоего совершенства.

  

   36. И в искусстве не прекрасное стоит мерою. Ибо нельзя отграничить для искусства лишь малый угол случайной красоты. Искусство берет для себя весь мир.

  

   37. Несовершенный еще мир находит оно,— и создает свой, совершенный. — Не красота,— а очарование совершенства.— Не добро, а восторг совершенства. Не Истина — а блеск совершенства.

  

   38. Совершенство в добре и во зле — перестает быть добром или злом. Оно — вырастает. В этом печать совершенства, что для него и добро и зло,— равно уже не нужны.

  

   39. Не убий! — Но что за святыня чужая жизнь? А защищаешься, можешь и убить! Но что за святыня — своя жизнь?

  

   40. Необходимый путь к совершенству — поставление в средоточие всемирного процесса (как Отец Ваш Небесный).

  

   41. Нужна вера человеку и то, перед чем преклониться.— Возвышенное учение надо предпоставить человеку — чтобы он не мог потоптать его, и осмеять.

  

   42. Благоразумная и маленькая мораль наряжается в ризы великого закона и даже находит мучеников за себя. Мудрый же идет на костер своего учения,— ведь жизнь его драгоценна.

  

   43. То же и в искусстве. Если только красота или только безобразие, это еще не искусство. Там, где красота и безобразие сгорели уже,— там совершенное очарование.

  

   44. Где только истина, там нет знания, ибо нет творчества. Где ложь, там нет мудрости. Мудрость за сими двумя.

  

   45. В нашей стране были улицы с надписями, одни для похвальных, хотя и трудных дел, другие для приятных, хотя и порицаемых.

  

   46. На каждой улице белые камешки лежали на правой стороне, и черные на левой. У каждого дома стояли красивые статуи для любования ими, и безобразные чучела — пугать шалунов.

  

   47. Пришел злой человек, сорвал вывески, перемешал камешки* разбил идолов.— Что же нам теперь делать? Куда идти? Чем любоваться и над чем смеяться?

  

   48. Бытие и небытие — не совершенство. Выше сего, в сиянии сих форм оно.

  

   49. Что только добро,— то несовершенно. Что только зло — то несовершенно.

  

   50. В науке истины ищет человек. Так ли? Не он ли сам дал имена? — И более,— не он ли создал вселенную? И не он ли создал науки? И разделил правду от лжи?

  

   51. Изобретать хочет научный дух, а не открывать. Открывает счастливый случай. Но выше случая поставь науку.— Изобретай.

  

   52. В искусстве — очаровывай. В науке — изобретай. В практической деятельности — побеждай.

  

   53. И так как ты один только и есть, побеждай себя. Единую Волю прими,— сим знаменем победишь.

  

   54. Только великие силы побеждают. Будь могучим и побеждай.

  

   55. Если же ты слаб, удел твой — удел раба. Служи сильным и не ропщи.— Устанешь, озлишься — умри.

  

   56. Да будет утешением тебе, что умрут и сильные.

  

   57. Но если увидишь человека, говорящего: «Разбиты скрижали завета, все дозволено человеку, буду воровать, насильничать, ужом пролезу в люди». Знай, что это раб.

  

   58. Право есть самообеспечение силы на случай ее временного умаления. Право создается силою. Право поддерживается уверенностью в том, что правополагающая сила во всякий момент может возникнуть.

  

   59. А вы, сильные, знайте, что и умрете вы не так, как рабы.— И в жизни, и в смерти будете вы как Боги. Так сказал первый учитель.

  

   60. В достаточной полноте. Нарушенное право восстановляется такою же силою, какая его установила. Право сохраняется, когда им и не пользуются.

  

   61. Но чтобы осуществить свое право, надо приложить хотя малую часть той же силы, какая установила право.

  

   62. И говорил раб на перекрестках: «Бесконечная эволюция воздвигла наши города и наши законы. Первый же закон всему живому — борьба за существование. Кто лучше приспособился к условиям жизни, тот

  

   63. побеждает в борьбе за существование. Мир принадлежит тем, кто приспособился и пережил». И спросил некто:

   — Как имя господину твоему? И вздрогнул раб и сказал:

  

   64. — Я давно свободен.

   Но понуждаемый суровым и непреклонным голосом вопрошающего, он сказал с наглостью беглого раба:

   — Много было у меня господ,— ни одному не служил я усердно.

  

   65. Добродетель раба — возмущение. Мудрость его — приспособление.— Воистину, раб — мягкая глина в руках того, кто делает события.

  

   66. Победу нельзя украсть. Великое дерзновение приходит явно, и ничего не берет от людей. Ничего не бери — все отдавай,— вот единственный путь властолюбия.

  

   67. Ничего не проси, все создавай — вот единственный путь самолюбия. Никого не люби — всегда радуйся,— вот единственный путь сладострастия.

  

   68. Так поступай — и спасен будешь. Но дать заповедь, общую для всех, не значит ли признать, что люди равны. Нет равенства между людьми.

  

   69. И кто учит других равенству, утверждает неравенство: Учитель — не больше ли ученика?

  

   70. Или только один учитель — выше, остальные же равны, как овцы в стаде равны перед пастухом?

  

   71. Дать общий завет, незыблемый навеки, не значит ли признать, что вековечно к тем же целям обречен стремиться человек?

  

   72. Говорит учитель: исполни то и то, и цель жизни будет достигнута,— А потом и жить не к чему. И другие учителя не нужны.

  

   73. Карманные руководители требуются вам,— но истину нельзя носить в кармане — дыру прожжет. Вы же требуете истины безопасной, Удобной и дешевой. Карманной истины.

  

   74. Так говорит надежда поставить свое имя последним из пророческих имен. Последняя ступень — самая высокая.

  

   75. Воспитывая детей, насыщаем жажду к власти.

  

   76. Элемент опасности должен быть в воспитании. Иначе дряблые и дрянные возрастут люди.

  

   77. Будьте кротки, но посягайте. Будет мир на земле. Угаснет похоть. Но ведь и человек умрет.

  

   78. «Не бойся, малое стадо,— говорит учитель, — если цель достигнута, куда еще жить иным поколениям». Разве скажет кто-нибудь мудрейшее слово!

  

   79. Слушайте учителя, верно слово его. Воистину, нашему роду надо умереть. И возникнет иной род — быть может, и не из нашего потомства.

  

   80. Совершенство не имеет долгой земной жизни,— оно владеет жизнью вечною. На земле его явление редко и мгновенно.— Ибо оно не хочет омрачаться скукою.

  

   81. «Не грешите,— говорит вам учитель, — невыгодно грешить.— То ли дело жить в мире и безопасности».

  

   82. Даже и личная свобода, ваше полнейшее из прав, годна лишь для сильных. Слабому выгодно быть рабом: раба добрый хозяин бережет, наемник же каждый день выходит на рынок. Дешевы наемные руки.

  

   83. И недоброе — отличаем. Ибо и злые предметы хороши. И зло поощряется.

  

   84. Рады одежде. Складки и прочее.

  

   85. Наша одежда безобразна. Обувь вся антиэстетична. Обувь не может восходить до совершенства. Ибо не имеет складок.