Слепорожденный

Автор: Мей Лев Александрович

Слепорожденный

 

 

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка.

Сходили ангелы с небес;

Звезда катилась от востока;

Мир искупленья ожидал —

И в бедных яслях Вифлеема

Под песнь хвалебную Эдема

Младенец дивный воссиял,

И загремел по Палестине

Глас вопиющего в пустыне…

Пустыня… Знойные пески…

На север — голых скал уступы;

На юг — излучины реки

И пальм развесистые купы;

На запад — моря полоса,

А на восток, за далью синей,

Слились с пустыней небеса —

Другой безбрежною пустыней…

Кой-где, меж скал, на дне долин,

Сереют в лиственном навесе

Смоковниц, миртов и маслин

Евреев пастырские веси.

И зданья бедных городов

Прилипли к круче обнаженной,

Как гнезда пыльные орлов…

Истомлен воздух воспаленный,

Земля безтенна; тишина

Пески сыпучие объемлет.

Природа будто бы больна

И в забытьи тяжелом дремлет,

И каждый образ, и предмет,

И каждый звук — какой-то бред.

Порой, далеко, точкой черной

Газель, иль страус, иль верблюд

Мелькнут на миг — и пропадут.

Порой волна реки нагорной

Простонет в чаще тростника,

Иль долетит издалека

Рыканье злой, голодной львицы,

Иль резкий клекот хищной птицы

Пронижет воздух с вышины —

И снова всё мертво и глухо…

Слабеет взор, тупеет ухо

От беспредметной тишины…

Зачем к поморью Галилеи,

По лону жгучему песков

Из горных сел и городов

Толпами сходятся евреи?..

Пастух, рыбак и селянин,

И раб, и мытарь, и раввин,

И мать с младенцем, и вдовица.

И роза гор — отроковица,

И смолекудрая жена

Спешат пустынною дорогой?..

Одетый ризою убогой,

В повое грубом полотна,

Идет слепец с толпой народа,

Усталый, бедный и худой,

Изнеможенный нищетой.

Он — вифсаидец. Мать-природа

Ему злой мачехой была

И на страданье обрекла

Без облегченья, без прощенья:

Он слеп от самого рожденья.

Растя бездомным сиротой,

В пыли, в песке степной дороги,

Иль у порога синагоги,

На знойных плитах мостовой,

Он испытал по воле неба

Всю горечь нищенского хлеба,

Изведал с болью, как тяжка

Благодающая рука…

Немало грубых разговоров,

Намеков, брани и укоров

Еще ребенком вынес он…

«Слепец! — евреи говорили, —

Отец и мать твои грешили —

И ты в грехах от них рожден».

В грехах рожден!.. Слепые очи

Покрыты мраком вечной ночи.

И яркий день, и небеса,

И пышноцветная краса

Земной полуденной природы —

Леса, пустыня, горы, воды,

И красота самих людей,

И отчий кров, и круг друзей,

Вниманье, ласки и участье,

Любовь, и радости, и счастье:

Всё — непонятные слова

Для слепоты и сиротства.

В грехах рожденный, наслажденья

Искать и жаждать ты не смей:

Ты — сын печали и скорбей,

Ты проклят в самый день рожденья

В утробе матери своей!

Он так и верил… (неизбежно

С пелен поверить должен был).

И тяжкий жребий безнадежно,

Но и безропотно сносил.

Теперь пустыню пробегает

Он за толпою, изнурен,

И худ, и бледен, и согбен.

Зачем идет — и сам не знает:

Пошла толпа, пошел и он…

Спросить не смел: на нем сызмладу

Лежит молчания искус;

Но слышал он, в Тивериаду

Приплыл недавно Иисус

Из Назарета… Поучает

О Боге истинном народ,

Бесов молитвой изгоняет,

Недужным помощь подает

И прокаженных очищает…

Затем-то на берег морской

Песками знойными угорья

Евреи сходятся толпой.

Слепец любил холмы поморья…

Там на полях растет трава,

Свежей цветы благоухают,

И над землею дерева

Намет1 тенистый разбивают…

…Свои стада

Туда охотно пастырь гонит,

И, не смолкая никогда,

Там море плещется и стонет…

Его тревожный, дикий стон

Слышней, слышнее… понемногу

Песок мелеет… Слава Богу,

Конец пути!.. и кончен он…

Под сенью пальмового свода,

В траву, на мягкий одр земли,

Слепец и путники легли…

Какое множество народа!

Гул голосов растет, растет

И заглушает постепенно

Однообразный говор вод…

Но вдруг всё смолкнуло мгновенно

И шумный берег онемел…

Узрев народ, Учитель сел

На холм возвышенный средь поля;

По манию Его руки

К Нему сошлись ученики,

И Он отверз уста глаголя…

Не передать словам людей

Его божественных речей:

Нема пред ними речь людская…

Но весь народ, Ему внимая,

Познал и благ земных тщету,

Познал и мира суету,

Познал и духа совершенство,

Познал, что истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив,

Кто от людей невинно страждет,

Кого поносят в клеветах

И злобным словом оскорбляют,

Кого за правду изгоняют —

Им будет мзда на небесах!..

…Гонимы были и пророки…

Людскую злобу и пороки

Он кротким словом обличал,

Он к покаянью призывал:

Зане созрело смерти семя,

И настает, и близко время,

Когда воскреснет бренный прах, —

Когда все сущие в гробах,

Глас Сына Божия из тлена

Услышав, снова оживут

Иль в жизнь нетленную, иль в суд…

Тогда восплачут все колена,

Женой рожденные, тогда

Померкнет солнце; мглой одето,

Луна не даст ночного света,

И за звездой спадет звезда,

И силы неба содрогнутся,

И с трубным звуком понесутся

По небу ангелы — сзывать

Всех, Сыном Божиим избранных…

Он поучал — не избирать

Путей широких, врат пространных,

Вводящих в пагубу, — входить

В сень жизни узкими вратами

И трудно-тесными путями:

Не осуждать, благотворить,

Радеть о скорбных, неимущих,

Благословлять врагов клянущих

И ненавидящих любить.

Умолк божественный Учитель…

И вот, снедаемый стыдом,

Раввин, законов охранитель,

Поник зардевшимся челом;

Смутился книжник; фарисеи

Повоев сделались белее,

И каждый мытарь волоса

Рвет на себе, и, не дерзая

Поднять свой взор на небеса,

Рыдает грешница младая…

Что чувствовал слепец, — в словах

Не может быть изобразимо…

Когда же шел Учитель мимо,

Слепец упал пред Ним во прах,

И, вдохновленный высшей силой,

Воскликнул с верою: «Равви,

Спаси страдальца и помилуй,

Во имя Бога и любви!»

Безумец! Слыхано ль от века,

Что б кто слепого человека

Мог исцелить от слепоты?

Но вера малых — их спаситель.

И подошел к нему Учитель…

И непорочные персты

Во имя Господа живого

В очах безжизненных слепого

Светильник зрения зажгли —

И он, как первый сын земли,

Исполнен радости и страха,

Восстал из тления и праха,

С печатью света на челе;

И потому, что верил много,

Узрел в предвечной славе Бога —

На небесах и на земле.

1 Намет — навес, шатёр.

 

 

1855