Мысли

Автор: Глинка Федор Николаевич

Мысли.

 

 

1.

Просить совета в горе, и помощи в нужде, ходят не к знатным и богатым, но к добрым и тароватым.

 

2.

Что есть умный злодей? — змей, кусающий тихомолком; а злой дурак? — змея с гремушками….

 

3.

Смерть и болезни входят к Вельможам и Царям без доклада! . .

 

4.

Нередко невежды и плуты завлекают в сети умных людей, и смеются и радуются, а им удивляются; — не справедливо! . . . . Мудрено ли сманить орла с высоты и поймать в силок? Но трудно, очень трудно сделаться самому орлом и летать под облаками . . . .

 

5.

Под стопами у нас бездны подземные; над головою громы небесные; мы живем на костях истлевших поколений, и — слепцы беспечные! — усердно повторяем глупости предков наших.

 

6.

Питать страсти, тоже, что откармливать диких коней: рано или поздо расшибут они в дребезги колесницу нашу! . .

 

7.

Есть люди, которым нечего уже более учиться, но есть еще много, что делать.

 

8.

„Согнись! или сломлю“. . . . кричит сила добродетели; — „сломи, но не согнусь!“ отвечает добродетель силе.

 

9.

Я сравниваю иногда страсти со стадом воробьев: налетят, нашумят и — умчатся . . . .

 

10.

В двух случаях не советую верить: пьянице, когда зарекается пить, и сердцу, когда клянется не любишь.

 

11.

Любовь в сердце, как аромат в розе, раскрывается вдруг и когда не ожидаем: сего дня видим еще цветок в красоте, но без аромата, а завтра он уже благоухает.

 

12.

Видали ль вы, как ласточки преследуют орла, и он, кажется, уходит от них: вот истинное подобие человека добродетельного, преследуемого клеветами и нападками.

 

13.

Живитe так, чтоб смерть звала вас в могилу, как молодая супруга зазывает своего любезного на брачное ложе; а не так, чтоб сия внезапная посланница небес исторгла вас из среды живущих на земле как негодное растение из цветущей нивы! —

 

14.

Что начинается горьким плачем, а кончится тяжким вздохом? — Жизнь человеческая! . . .

 

15.

Что есть человек? и что жизнь его?…. Жизнь человека, в сем мире, есть прекрасная, любопытная повесть, в заключении которой сказано: „продолжение впредь!“ —

 

16.

Жизнь есть книга, которую в некоторые лета перестаем читать, закрываем и предаемся глубокому рассуждению о прочитанном.

 

17.

Есть люди, которые знают одни только болезни телесные и не верят болезням души; вопрос: имеют ли они сами душу?… —

 

18.

„Какая разница между Стихотворцем и Поэтом?“ — спросила одна Дама. „Такая же, как между тафтою и атласом“ отвечали ей.

 

19.

Глупец пользуется таким же уважением при богатстве и покровительстве в свете, как ноль при единицах в номерации. .

 

20.

В древности богатые и знатные люди имели много талантов; нынешние их совсем не имеют!… Само собою разумеется, что здесь говорится о таланте монете, а не о дарованиях.

 

21.

Заблуждаться свойственно; быть слабым простительно; но быть злым и подлым — низко и позорно! . . . .

 

22.

Всякой делает свое и по своему: пролазы — льстят; злые — коварствуют; бездушники — обманывают: ну! это их нравственное ремесло; а ты, добрый, чувствительный человек! ты все делай добро: заступай гонимых, подавай руку упадающим, и если уже ничего более делать не в силах, то сострадай страждущим и молись о погибающих.

 

23.

Прелестно ясное небо; прекрасны светлые воды; но всего прекраснее — чистая совесть.

 

24.

Злому человеку в обществе, как гнилому зубу во рту, не долго оставаться: выйдут наконец из терпения и вырвут его! . . .

 

25.

Что лучше сделать: неприличность для справедливости, или явную несправедливость для приличия? —

 

26.

Совесть и форма, как две параллельных линии, часто между собою видятся, но никогда не сходятся.

 

27.

Что нужно человеку благородному и мыслящему? — Независимость, досуг, небольшой уголок, чтоб приютиться, и верный кусок хлеба, чтоб питать (но не упитывать) тело свое: все прочее найдет он в собственном сердце и в том мире, к которому ничего придать и от которого ничего отнять и похитить никакая человеческая сила не может . . . . . Природа и добродетель: вот вечные утешители, неизменные благодетели души человеческой! —

 

28.

Торговля есть златоногая богиня: где ступит, везде оставляет по себе золотые следы. —

 

29.

Злоупотребления, как мухи, везде летают и всех кусают; жаль только, что они не умирают хоть на зиму!

 

30.

Внимание можно сравнишь с увеличительным стеклом: обратите его на какой-нибудь предмет, и тот-час увидите множество оттенков, которых прежде в нем не замечали, хотя и часто на него взглядывали.

 

31.

В некоторые лета, мы начинаем смотреть на кладбище, как на место общего съезда наших родных, друзей и знакомых . . . . . „пора и тебе туда!“ ласково прошепчет какой-то уныло-сладостный голос — и с той минуты все станет чуждо в мире и мы начинаем готовиться куда-то далее….

 

32.

Идя в сражение, молись усердно; пускаясь в море — вдвое; задумав женишься — втрое. . . .

 

33.

Обещания знатных, как гнилой мост, по которому можно пройти иногда, но не должно ходить никогда . . . . .

 

34.

Страсть есть цепь, продетая сквозь сердце: дайте ее в руки ребенку — и ребенок поведет великана! —

 

35.

Сердце наше есть бедное дитя, брошенное на распутии: страсти, как лютые звери, готовятся растерзать беззащитное. Но Провидение восприемлет его в таинственные объятия свои, пеленает благодатью и питает Верою . . . .

 

36.

Бедный водовоз, наливая бочку для барского двора, ворчит про себя: „вот жизнь-то!“ —„Что за жизнь!“ кричит кучер, которому холодно на дворе. „Скучно жить!“ шепчет на ухо жене Вельможа, которому худо при Дворе. . . . . . Все бранят жизнь, а всякому пожить хочется.

 

37.

Что всего скорее и неприметнее уходит от нас? — Разумеется деньги, а еще дни жизни нашей . . . .

 

38.

Большее уменье — в пору уйти, кстати замолчать и во-время перестать . . . . .

 

 

Ф. Глинка.

 

Новости литературы: Книжка XII, 1825