Искусства и науки (отрывок из поэмы)
Автор: Воейков Александр Федорович
Отрывок из поэмы:
Искусства и науки.
Песнь третия.
Жрец добродетели, мудрец, софист, мечтатель,
Блестящий, пламенный сердец очарователь,
Писавший золотым на мраморе пером,
Всесокрушающий из уст бросавший гром,
Я чту, люблю тебя, Руссо красноречивый! —
Но умствований свет — есть часто призрак лживый!
Скажи, ответствуй нам: пропив Наук возстав
И лжесужденьям вид наружный правды дав,
Зачем пристрастно ты смешал в порывах рвенья
Употребление и злоупотребленья?
Ты, смело сбросивший привычек вредных плен,
Младенцев свободив из тягостных пелен,
Витийством — матерей их долгу возвративший,
От китовых костей их стан освободивший,
Неужли погасив священный правды жар,
Хотел здесь показать блестящий слова дар?
Нет! не способен ты, муж строгий, лицемерить!
Ты верил в то, чему — хотел заставить верить —
И от души писал. В наш просвещенный век, (*)
Ты видел с горестью, как низок человек,
Как от духовного далек он совершенства,
Как ищет не в добре и истине блаженства.
С негодованием ты зрел разврат семейств,
Холодную корысть, готовую злодейств —
Позорною ценой платить за наслажденье;
В судах постыдное законов нарушенье
В советах Царских лесть, и в пламени войны —
Богатые града, цветущие страны,
Завоевателей по воле прихотливой —
Опустошенные! заросшие крапивой;
Ты видел вежливость и утонченность чувств,
открытия Наук, изящество искусств,
И дар Поэзии — в столице просвещенья,
Не для сердечного святого наслажденья,
Не к возвышению души устремлены;
Но к вредной роскоши людьми обращены; —
! И, огорчаемый картиною сих бедствий,
Искал причину ты таких ужасных следствий;
Ты мнил найти ее, и думал доказать,
Что порчи нравственной в науках нам — искать,
«Наш философский век» — ты говоришь — «свидетель,
«Что просвещение не терпит добродетель;
«Рим был в невежестве — и мир завоевал,
«Но просветился Рим и, развратившись, пал.
«В Афинах зрелища, ристания, гульбища,
«Богатой роскоши и праздной неги пища,
«Собрание статуй изящных и картин;
«Гремят Ораторы — и вольных нет Афин!
«Граждане их, вперя весь ум свой на забавы,
«Забыли трудный путь и доблести и славы.»
Пусть так, согласен я, красноречивый муж!
Что роскошь яд сердец, губительница душ,
Что прихоти родит, что нравы развращает,
И основанье царств сильнейших подрывает;
К утрате славы их — владык земных ведет
И к своевольствию безнравственный народ,
Престолам, олтарям равно грозит паденьем.
Но между роскошью и между просвещеньем
Нет связи никакой! Брось беспристрастный взгляд
На Царства Азии! увидишь во сто крат
Там роскошь большую: увидишь злых Шерифов,
Развратных Далай-Лам, мучителей Халифов;
Увидишь, как Паша по прихоти своей
Играет жизнию и вольностью людей,
В крови граждан-рабов свои купает руки,
И рубит головы невольникам от скуки; —
Как вспыльчивый Визирь своею чередой
Шлет черных евнухов к Паше за головой;
Султан курит табак, невольниц обнимает
И петлю Визирю, зевая, посылает.
У женщин отняла свободу строга власть,
И благородная в их сердце гаснет страсть,
Неразделенная, в неволе и страданье.
Зверям осуждена краса их на пожранье!
Без просвещения там царствует разврат,
Бич свищет, и рабы оковами гремят.
Пойду ль у диких орд искать златого века:
Там тигра нахожу я в виде человека;
Сколь отвратительны их зверские пиры!
Став кругом, разложа большие дров костры,
С свирепой радостью и криками победы
Несчастных пленников терзают людоеды,
Иль умерщвляют их, — с мольбой на олтарях —
Бессмысленных богов, которых создал страх. . . .
Где жалость? где любовь? Изгнавши их из сердца,
Мать, мать сама несет к жрецам заклать младенца!
Бог — лев, Бог — крокодил глотают там людей;
Там вымысл лютых мук — занятие царей,
Чтут славным подвигом разбой, грабеж и кражу,
И гонят подданных, как стадо, на продажу.
Но ты, Руссо, меня в Аркадию зовешь. . . .
Раскроем летопись: повсюду ты найдешь
О веке золотом одно лишь сожаленье —
И жалобы людей на позднее рожденье;
Где современники, и кто нам доказал,
Что в самом деле век златой существовал?
Твоя Аркадия — Поэзии созданье,
В воображении — ее существованье!
(*) В сих стихах изображен разврат Французов перед революциею. В.
1818 года. Воейков.
Дерпт.
Памятник отечественных муз 1827г.