Обманутая. (Опыт Русской идиллии)
Автор: Неизвестный автор
Обманутая.
(Опыт Русской идиллии*).
Поздним вечером, осеннею порою,
Красна девица бродила в чистом поле;
Одинехонька, с тоскою, со кручиной.
Черны волосы, бедняжка, вырывала;
Белу грудь свою терзая, говорила:
,, Пропадай ты, красота моя, злодейка!
„ Обратися лучше в камень, ретивое!
„ Погубили вы девицу, погубили!“ —
— Что с тобой? — раздался голос за кустами
Что с тобой, скажи девица, прилучилось?—
И явился перед нею древний старец,
С белой, длинною, густою бородою.
„Кто ты?“ — шопотом невнятным, содрагаясь,
И крестясь, его девица вопросила.
Старец.
Я отшельник, уклонившийся от мира;
Недалеко здесь в пещере обитаю.
Ночь меня застигла в поле на молитве,
Возвращаясь, я внезапно здесь услышал
Женский голос и пришел к тебе на помощь.
Кто завел тебя, скиталица, в пустыню?
Кто покинул одное, в такую темнить?
Девица.
Завело меня сюда безсчастье злое;
Я покинута, обманута любезным,
И иду теперь, сама куда не знаю!
Старец.
Для чего же ты в обман ему далася;
Ума-разума чужова не спросилась?
Видно мало Чудотворцам ты молилась:
Тебя Ангел бы Хранитель не покинул.
Девица.
Я всегда была к Угодникам прибежна;
В церковь Божию ходила всякой праздник;
Но с тех пор, как горожанина узнала,
Как впервые за обедней у Николы
На его румяны щеки засмотрелась —
Каюсь — стала мне молитва не в молитву.
Старец.
Так недаром гнев небесный над тобою;
Ты сама своей печали виновата:
По грехам и горьку чашу, выпиваешь.
Девица.
Не кори меня, святой отец, бедою:
Я не умыслом пропала — простотою:
Я не думала, что есть в любви измена;
Я не знала, что притворно можно плакать!
Горожанин мне таким казался добрым;
Так доверчиво, умильно улыбался;
Так кругом меня девицы увивался;
Ах, такой в слезах божился страшной клятвой ,
Что в уме моем как будто помутилось,
Что как будто из меня он вынул сердце,
И увез меня, куда хотел, с собою!
Для него я с отцем, с мaтерью рассталась!
От родных своих, от дому отказалась…
Старец (перерывая).
За бедой своей летела на чужбину!
За позором пробежала горы, степи!
Будто дома женихов бы не сыскалось?
Девица (продолжает).
А теперь меня, бессовестный, он бросил!…
Нет приюта, где могла бы я укрыться:
В дом родительский нельзя мне воротиться!
Знать по тех пор горемыке проскитаться,
Пока мать сыра земля меня не примeт!
Старец.
Ты вдвойне теперь пред Богом согрешаешь:
На Его святой покров не уповаешь;
Милосердый, Он раскаянью внимает.
Здесь поблизости девичья есть обитель,
Приспан тихая от бурь мятежной жизни;
Там иноки ни спасаются издавна;
Там и ты трудом, молитвой, покаяньем,
Можешь, бедная скиталица, спастися.
Если хочешь, завтра утром я охотно
Провожу тебя к воротам монастырским;
А теперь пойдем со мной в мою пещеру
Ночи темные и холоду укрыться,
Скудной трапезой моею подкрепиться.
Девица.
О, веди меня, куда тебе угодно!
Видно, Богом ты мне послан в утешенье.
Но не пищей укрепиться я желаю
И не сном — твоей беседою святою.
Старец.
Побредем же; вот костыль мой — обоприся!
Освежу твою я душу поученьем:
Житие прочту Египетской Марии.
Ты раскаешься; злодея Бог накажет.
Девица.
Я и помыслом к нему не оглянуся;
Завтра ж в келье монастырской затворюся.
(*) Со времени появления с свет прекрасного стихотворения Г. Гнедича Рыбаки, на Парнасе нашем начали поговаривать о народной Русской идиллии; сочинители критических разборов сего стихотворения с патриотическим жаром изложили об оной свои мысли. Один из них, почтив меня незаслуженными похвалами, советывал мне заняться сим родом. Приношу ему искреннюю благодарность за благосклонное его внимание; в доказательство, что не пренебрег его советом, предлагаю здесь опыт Русской Идиллии: но прошу позволения сказать и мое о сем предмете мнение.
Идиллия, как и всякой другой род классической поэзии, усыновленный здравым вкусом, утвержденный на известных правилах, должна быть одинакова у всех образованных народов. Некоторые частные оттенки национальности, которыми может пользоваться наблюдательный писатель, которые даже неизбежны, ибо нравы в самом языке отражаются еще ничего не составляют. Знаменитый Геснер родился и писал в такой стране, где состояние поселян находится в самом цветущем положении: однако ж Герои его действуют не в Швейцарии — исключая, может быть, одной Идиллии. в предисловии своем он именно отвергает возможность перенести Буколическую сцену в настоящее время. Как же хотеть нам, Русским, иметь свою Идиллию? Где будет тогда правдоподобие, первое качество всякого сочинения? Где будет тогда очарование Поэзии? Тоже самое последовало бы с Эпическою поэзиею, трагедиею и новейшею Балладою, если бы мы заставили действовать в них современников. Из сего правила изъемлются единственно те случаи, когда поэт описывает происшествие, случившееся, например, в Индостане, в Персии, Турции или между дикими Старого и Нового Света.
Но если непременно надобно (хотя и не вижу в том большой нужды), чтобы у нас была своя домашняя Идиллия; то попытаемся извлечь ее из старинных народных песен. Там, можно сказать, открывается нам мир пиитический; там находим живые, расположенные с выбором, отделанные с некоторым вкусом, картины нравов, понятий и чувствований нашего народа. Пристойное соблюдение дедовских обычаев и предрассудков, как справедливо замечает сочинитель разбора Идиллии Рыбаков, помещенного в Благонамеренном сего года, много будет при сем случае содействовать верности и занимательности изображений. Предлагаемая здесь Идиллия заимствована из одной Русской песни. Я написал ее единственно для опыта, ибо отнюдь не думаю, чтобы она годилась для примера; в ней соблюдены несколько стихов и самой размер песни.
Соревнователь просвещения и благотворений, 1822 г. Часть 20