Возведенные на эшафот (Отрывки поэмы)
Автор: Волков Борис Николаевич
Возведенные на эшафот
(Отрывки поэмы).
Время: Вторая половина XVI-го века
Место: Фландрия и Неизвестные Страны.
Действующие лица: Такие же люди, как и мы.
- — ТОТ, КТО ВОЗВОДИТ НА ЭШАФОТ.
Комната одной из башен крепости. Стены из серого камня. В нише — грубое деревянное Распятие. Перед Распятием пылает красная лампада, формой своей напоминающая сердце. Фолианты книг. Вместо пола — гулкие каменные плиты.
Инквизитор подходит к створчатому, высокому окну и открывает его. Рассвет.
…И ветер, вместе с запахом их резким,
Нес аромат степных, горящих трав.
Мои глаза горели жутким блеском,
Мне было все равно: я знал, что прав.
И жег костры… и смелою рукою
Сжигал еретиков на них, а дым,
Поднявшись там, в лазури, над рекою
Висел туманом — черным и густым.
Шептались люди, расходясь. Их ждали:
Горячий ужин, жены иль мужья…
И в мрачной келье, — скорби и печали
Сухой отчет читал надменно я.
Ночь проходила. На рассвете тучей
На трупы вновь тянуло воронье.
Я раскрывал окно — о жизни лучшей
Мечтать и верить в Царствие Твое.
Но был открыт мне смысл моих видений
Еретиком, когда сказал мне он,
Вступив в огонь: — «Во имя сновидений
Ты сжег и сам — испепелен!».
- — ИСПЫТУЮЩИЙ И ТА, КТО СОЗНАЕТСЯ В ТОМ, ЧЕГО НЕ БЫЛО.
Подземелье Аббатства, освещенное тусклым светом смоляных факелов, прикрепленных к камню стен. Посредине подземелья — аналой. На нем — восковая свеча, череп и «Книга Примет».
Монах, подпоясанный веревкой, во всем черном — в черной маске, и надвинутом на брови черном капюшоне, медленно читает слова книги.
Шесть монахов, одетых так же, как первый, склонив головы и сложив на груди руки, по три с каждой стороны, безмолвно стоят у аналоя. В тишине звучат слова:
— «Признаком появления Сатаны… является запах серы… Враг рода человеческого принимает всевозможные обличья… Любовницы его видят на голове его берет и у бедра — шпагу»…
В правом углу подземелья человек, одетый в средневековый, красный костюм палача, приготовляет необходимые для последней пытки инструменты.
Над подземельем, в соборе Аббатства, идет заупокойная служба.
- — Палач сорвал одежды, и волна
Ея волос покрыла тело.
Да, выбирает Сатана
Себе любовницу умело!
Перевести горящий взор
Спешат угрюмые монахи
На окровавленный топор,
Забытый у позорной плахи…
Быть в цехе иль пытать огнем, —
В конце концов, — одно и то же…
И в миг палач ее ремнем
На деревянном скрутит ложе, —
Так, чтоб от судей не могла
Она скрыть дьявольские знаки!..
На теле розовом игла
Кровавые оставит маки.
Зане наскучившей давно
Иглой — палач, нахмурив брови,
Проткнет родимое пятно,
Дабы следить за каплей крови.
Подобно стае черных птиц.
Падут монахи ниц… Лишь дальний,
Неясный звук на дне темниц, —
Звон колоколен погребальный…
- — В сей миг, надвинув капюшон,
Творя молитву по привычке,
Подходит медленно так он
И к этой юной еретичке.
Прошли года… Так много лет
Средь монастырских хмурых буден.
Он сам составил «Лист Примет»,
И розыск для него нетруден.
И для него — счастливый день,
Когда горят костры… И все же
Оставит борозды ремень
Сегодня на изсохшей коже!..
Всю ночь он, истязуя плоть,
Рыдать на стертых плитах будет, —
Зане оставивший Господь
Дал видеть нежность юной груди.
О, маловер! Господь твой свят
И благ. Будь снова хладнокровен!
И он сказал сурово: — «Брат,
Побольше пакли и жаровен!».
…Но есть предел, когда не горячо,
И слышит тот, кто «правит делом»:
— Что можно сделать с ним еще,
С моим, покрытым кровью, телом?!—
Он знает твердо: в этот миг,
Сам Сатана покрыл ее крылами,
И трепет крыл листы колеблет книг,
Наполненных подобными «делами».
Дух злобы сгинь! Он крепко сжал
Руками четки и сказал: — «Довольно!
Палач, прижми к губам ее бокал.
Пусть пьет вино,—ей будет больно!»—
- — Молитва — помощь. Правда — щит
Мир озарят дела благие.
…И вот, он радостно спешит,
Чтоб записать слова другие.
Сияет счастьем нежный взор,
И говорит она устало:
«Лучи коснулись синих гор,
О, милый, дай мне покрывало!
Уж утро, милый! Вдалеке
Пастух играет на свирели,
И перламутром на реке
Туман поднялся еле-еле»…
Монах настойчив: — «Да иль нет»
Прижал к губам хмельную влагу
Палач, и слышат: — «Да, берет…
Да… я заметила и шпагу». —
…И Ангел Смерти эту тишь
Не разсечет мечом горящим…
Темно. Багровый отблеск лишь
Отброшен факелом, дымящим.
III. — ТОТ, КТО ДОПИСЫВАЕТ НЕДОПИСАННЫЕ СТРОКИ
Похожая на глубокий колодец — тюрьма.
Лунный свет скользнул по стенам ее и образовал
на дне круглое, голубоватое, передвигающееся
пятно. Пятно, как бы нащупав, остановилось.
В голубоватом свете черной массой
кажется тело распростертого на дне человека.
Ему перестали сниться
Эти сны давным давно.
Но вот, заключив в темницу,
Спустили его на дно.
Глубокий колодец. Сыро.
Тряпье. Черепа в углу.
Изступленные звуки мира
Шорохом канут в мглу.
О да, головой о стены
Он бился, но вскоре стих,
Как тот, кто разрезал вены
Взяв кровь для чернил из них!
На камне. (О, горечь Правил, —
Ненужный, смешной урок!..)
Истлевший давно оставил
Несколько стертых строк:
— «Палач, разорвав одежды,
Клеймит и до смерти след.
Не знаю, кто ты. Надежды
Напрасны. Возврата нет!».
И дальше чуть видно: — «Жалость
Недоступна ни вам, ни мне,
Лишь в сердце одна усталость»…
…Он лег, и заснул на дне.
Приснились ему просторы
И ослепительный свет,
Вдали — снеговые горы,
Которых на картах нет.
Кровь те же чернила. Ржавым
Гвоздем рвет, спеша, ладонь:
— «К иным, лучезарным славам,
Уносит вздыбленный конь;
Где никнут года, мерцая
Улыбкой забытых лиц,
Ты встретишь простор без края,
И в нем — огнекрылых птиц».
На стены кровь не ложится,
И строки сбегают врозь…
— «Лишь тело на дне темницы,
Как ветошь, без жалоб брось
Тому, Кто на небе судит
И ласково длань простер
Над местом, где завтра люди,
Беснуясь, зажгут костер!
Господь, Ты уверен, зная,
Что вновь протрубит труба…
И огонь на пороге рая
Сожжет Твоего раба!».
- — ТОТ, ЧЬИ КНИГИ СЖИГАЮТ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СЖЕЧЬ ЕГО САМОГО.
Знойный и душный полдень. Солнце кажется горящим шаром. Над площадью города нависла пыль. Немецкие, французские и испанские проклятья: ландскнехты едва сдерживают толпу. Чиновник у эшафота поправляет шпагу на широкой перевязи, разворачивает длинный свиток и откашливается.
Два герольда, по бокам его, подносят трубы к губам. В этот миг, к первым ступеням эшафота, волоча босые ноги, медленно приближается высокий, изможденный человек. На голове его колпак, он одет в санбенито — одежду с изображением чертей и адского огня, которую надевают на еретиков, сжигаемых на ауто-да-фе. Впереди человека монах-доминиканец несет в руках огромный деревянный крест. Оба всходят на эшафот.
Этот длинный, позорный свиток
Сквозь века повторит о том,
Что под болью повторных пыток,
Я признал сам себя лжецом:
— «Сим скрепляю: мое ученье,
Моих книг богомерзких — вред,
Скудоумца суть заблужденья,
И преступника лживый бред», —
Там, над сводами, вы, живые, —
Я — отступник… Мне все равно!
В черной маске судья впервые
Приказал приоткрыть окно.
Я с трудом подписал… Как плети,
Руки после клещей висят.
И надели колпак мне дети,
И рисунки на нем — ваш ад.
Взмах окованной медью палки, —
Знак. Свободный искатель звезд,
Полумертвый от боли, жалкий,
На досчатый всхожу помост.
Пусть читают так громко, внятно,
Длинный свиток, пусть в нем—позор!
…Остаются на досках пятна,
И они привлекают взор.
Кровь казненных. О, ты, кто раньше
Мог увидеть в зените дней.
Как могучей рукой гигантши
Жизнь вздыбит на бегу коней.
Умирая, ты думал в ранний
Час, когда слабый брезжит свет:
— «Только там, у последней грани,
Знает смертный, что смерти нет!» —
Что узнал ты? Ты, звавший благом
Смерть и кровь, что всегда свежей.
И теперь я усталым шагом
Приближаюсь к черте твоей.
Обожженную спину зноем
Не палит мой позорный столб.
И внизу исступленным воем
Разбиваются вопли толп.
Кровь казнимого иноверца
В ваш заманчивый рай — ключи.
Ждите! Ждите, — и бросит сердце
Вам палач, закричав: — «Топчи! -»
Но от пытки не станет больно,
Для того, кому — все равно.
И сказал я: — «Монах, довольно!
Я не слышу тебя давно!» —
Знай, что сердце — комок лишь мяса,
Когда брошено в пыль к ногам». —
…И тебе, о иная раса,
Богоборческий символ дам, —
Я, отступник, пред бездной мрака
Молчаливый и жалкий шут, —
Ожидавший так тщетно знака
В искрометном чаду минут!
- — ВАН — РАБЕН, НЕ ЛЮБЯЩИЙ ЛАТЫНИ.
Лес. В лесу небольшой отряд гезов, окруженных войсками герцога Альбы. Здесь и там пылают костры, у которых едят, греются и спят гезы. Разговор вполголоса. Временами вспышки костра выхватывают из темноты чье-либо суровое лицо или багровым отсветом ложатся на латы. Лязг оружия. Ржание коней. Последняя ночь гезов.
— Ну что-ж, — сказал Ван-Рабен, — тягу
Не дам!.. но лишь хорош рассказ,
Когда наполнят слушатели флягу
Не раз!.. не раз!..
Я, изучив тончайшие вопросы
Юриспруденции, был доктор прав.
Но и меня в пути смутили росы
На изумруде придорожных трав.
Я, и осел мой, чтоб поспеть к обедне,
Спешили… Я читал трактат,
Что может быть опасней глупых бредней?
Осел стоит, ему не страшен ад.
Он ел чертополох, и вот, нашел поляну,
И по-ослинному, сказал мне твердо: «Нет!» —
Что делать господа? — я снял сутану,
И принялся за скудный мой обед!
И помню, как сейчас: был пост, но перья
Не даром я ломал о постности яиц
В моем трактате: «Признак суеверья»
Сей тезис рядом с тезисом «Трех Лиц».
Не смейся, висельник!.. Крутые яйца с хлебом,
Вода ручья… О, в этот миг
Я, как с тобою, сговорился с Небом,
Так просто, без посредства книг!
И я сказал ослу: -«Ну, серячок, довольно,
Как твой хозяин и не плох, —
Но и ему достался многосольно
Проклятый сей чертополох!»…
Смеются гезы, и, надвинув шляпу,
С пером орлиным, он смеется сам:
— Его Святейшество… но папу
Я променял —
На дюжину
Фламандских
Мам»…
Его прервал суровый латник: «Не годится
Смеяться перед смертью!.. Пропоем псалом»
И проповедь сказал о том,
Что Церковь Римская — блудница.
— Ну, что-ж, подумал Рабен, — лягу!
О проповедник, не остынь,
И докажи, что лучше — сжечь за флягу,
Чем за отказ — выслушивать латынь! —
…Давно ландскнехты ищут их повсюду,
В соборе клятва герцогом дана: —
— «Так приготовить их, что блюду
Рад будет в пекле Сатана!» —
Но пойман был один, и в Антверпене
Он умирал весь день. Старик
Зубами желтыми в кровавой пене
Сам откусил себе язык.
— «О, эти люди из железа!» —
И к трупу, сквозь дреколья, лез
Народ, чтоб посмотреть на геза.
Да здравствует
Свободный
Гез!
Их капитан сказал, бледнея: — «Пусть католик,
Попав к нам в руки, — даст другим пример»…
…И королевский офицер
На колесе кричал, как кролик.
Так думая, Ван-Рабен вспомнил почему-то
Придворного шута: как обезьянка, мал
Был шут. Да и спина согнута…
Сей шут напыщенно слагал:
— «Жизнь подобна оскомине.
Рабству — поднятый крест
Homo homini
Lupus
Est!» —
- ТЕ, КТО ПЕРЕЖИВАЮТ КАЗНЬ.
Таверна — «Внук и дед». Сквозь толстые разноцветные стекла едва пробиваются странный вечерний свет. Напротив входной двери — камин из дикого камня, в нем пылают дрова. По стенам таверны на цепях — бочки с вином. Тяжелые дубовые столы и скамьи. Массивные кубки. Хозяин, толстый и лысый, звеня связкой ключей на фартуке у пояса, перебегает от одной группы гостей к другой. Входит Ландскнехт. Он продрог. Сбросив с руки на скамью принесенный узел, Ландскнехт проходит к камину, бесцеремонно расталкивает гостей, садится и протягивает мокрые, покрытые грязью, ботфорты к огню. Хозяин подобострастно подбегает к нему с кубком в руке.
Так начинается роман:
Она — служанка при таверне,
А он — Ландскнехт и ветеран.
Сам говорит: погрязший в скверне.
Он прислан отстранить от тел
Толпу собравшихся на праздник
И равнодушно осмотрел
Приготовленье к новой казни.
Затем, под хруст костей и жил,
Мелькнула мысль: «Пущу девчонку!» —
Он алебардой надавил
И отстранил других в сторонку.
Она поднялась на носки,
Чтоб лучше видеть. На перчатке
Его солдатской — ноготки
Оставят борозды и складки…
Вся в нетерпеньи ждет. От книг
И тел горящих — вьется сажа.
А он лишь видит в этот миг
Глубокий вырез у корсажа.
… «Эй, вы!». — В таверне «Внук и дед»,
Где даже плиты полустерты, —
От крика вздрогнувший сосед
Вдруг видит мокрые ботфорты.
Ландскнехт не ищет должных поз,
Он платит, и пришел не в гости:
— «Я повторяю свой вопрос:
Сосед, играете-ли в кости? —
— Наш ротмистр — это голова,
Он знает, чорт возьми, порядки,
И Городской Совет слова
Его прослушал в лихорадке:
— Изображайте глупых пчел
И фрикасэ из антилопы!
С моим акцентом я прошел
Давно три четверти Европы.
Равно проложит путь нам меч
Через моря и через лужи…
Мне все равно, кого ни жечь, —
Заплатят, — вас сожгу не хуже!»…
Чорт побери! Наш ротмистр зря
Не подымает на рассвете,
Я, между нами говоря,
С еретиков снял вещи эти.
И плащ мой ставлю, не скупясь,
Пусть он идет ценой подарка,
А в том, что эти пятна — грязь, —
Свидетель — Лев Святого Марка!
Как достоверно: Бог Един,
И храбр патрон солдат — Георгий!
Вы, неизвестный господин,
Жиду подобны в нашем торге!
Я не мальчишка: да иль нет?
Нас на столе давно ждут кости.
И мой почтительный совет:
Служанку тискать — тоже бросьте!» —
Он держит плащ в одной руке,
Другой же крутит ус задорно.
Без дум она невдалеке
Ждет победителя покорно.
В горячем споре приз один:
Вот эта Грэтхен с жирной грудью,
За гражданином — гражданин
Взывает громко к правосудью.
Увы, известно, что боязнь
Не слишком родственна желудку.
Здесь, обсуждая мирно казнь,
Они разрезали лишь утку…
…В таверне тихо. «Принц и паж» —
Со стен лишь смотрят в угол тупо.
Ландскнехт оставил «на корсаж» —
Плащ, снятый только утром с трупа.
Чуть тлеют угли и камин
Отбросил в угол пятна света.
…Бьет в тишине ночной «один»
На отдаленной башне где-то.
VII. ТОТ, КТО ОТКРЫВАЕТ НЕОЖИДАННО ДЛЯ СЕБЯ НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНЫ.
Пологий берег. Прибой. У берега виден остов разбитого судна. На холме часовой-латник. Он зорко всматривается из под ладони в даль. Закатный луч солнца, горит на его медном шлеме. На опушке леса не смолкают удары топоров.
На западе луч рдеет алый,
Но здесь, в долине, пала тень.
Забит последний гвоздь. Усталый,
Я бросил молот, кончив день.
Пот на висках, и так глубоко
Вдыхает воздух свежий грудь…
Да, мы приплыли издалека,
На жалких лодках сделав путь.
Так быстролетны дни! Давно-ли
На всем просторе Нидерланд
Зажглись костры, и стоны боли
Смешались с выкриком команд?
Начертан был закон железный:
— «В борьбе все меры хороши.
Еретиков сжигать полезно
Для их же собственной души!».
Мы отдавали жизнь недаром,
И путь к неведомой земле
Со стен, охваченных пожаром,
Мечом пробили в бурой мгле.
Не раз с тех пор на лес и долы
Сходила с гор ночная мгла,
И много шляп широкополых
Пронзила гибкая стрела.
Но строю дом я. Пусть со склона
Доносит ветер — дым и гарь, —
Узнает силу мушкетона
Татуированный дикарь.
…Еще ушедший день. Солдаты
Встречают на опушке жен…
Мой скромный ужин принесла ты.
Твой нежный пальчик обожжен.
Я в честь твою разрушит башни,
Брать города в те дни мечтал…
О, не жалей! Наш день вчерашний —
До капли выпитый бокал.
Я понял: прошлое — условность
Лишь здесь, у этих синих гор,
И только есть — твоя готовность —
Взойти за мною на костер…
Как кедром пахнет дом наш новый.
Ты слышишь запах горьких трав?
И мальчик мой белоголовый
Уснул, к груди моей припав…
Сан-Франциско.