Дело об убийстве Симон Диманш

Автор: Дорошевич Влас Михайлович

   Влас Михайлович Дорошевич

Дело об убийстве Симон Диманш

   А. В. Сухово-Кобылин — загадка в русской литературе.

   Он написал три пьесы: «Свадьбу Кречинского», — пьесу, ставшую классической, «Дело», которое произвело потрясающее впечатление, когда было поставлено, и которое редко даётся теперь потому же, почему редко даётся «Горькая судьбина» Писемского, — уж очень «отжитое время» в ней описывается, — и, наконец, «Смерть Тарелкина», с которой, наконец, снят запрет, и которая с сегодняшнего дня займёт почётное место в русском репертуаре.

   Человек написал три пьесы, все три chef d’oeuvre’ы [шедевры — фр.] — и никогда ни до ни после этого не занимался литературой, — даже писал в предисловии к одной из пьес:

   «Я не говорю о классе литераторов, который мне чужд, как и остальные четырнадцать».

   Какое оригинальное явление.

   Это три пьесы, вылившиеся из души. Появление их объясняется той трагедией, которая разыгралась в жизни А. В. Сухово-Кобылина.

   Мы обязаны тремя превосходными пьесами — ужасной случайности.

   «Свадьба Кречинского», это — плод тюремной тоски. «Дело» и «Смерть Тарелкина» — горячий, страстный протест измученного человека против порядков «отжитого времени».

   А. В. Сухово-Кобылин был жертвою судебной ошибки.

   И особенно своевременно извлечь на свет Божий эту историю, дремавшую в архивах старого сената, именно теперь, в эпоху нападок на новые суды.

   Русское общество с сочувствием узнаёт, что горячий борец с порядками «отжитого времени» сам когда-то страдал от них.

   И к симпатиям к писателю пусть присоединятся ещё симпатии к невинно страдавшему человеку.

   Трагедия, которой мы обязаны знаменитой трилогией, такова.

   Дело происходило при крепостном праве.

   В одном из парижских ресторанов сидел молодой человек, богатый русский помещик А. В. Сухово-Кобылин, и допивал, быть может, не первую бутылку шампанского.

   Он был в первый раз в Париже, не имел никого знакомых, скучал.

   Вблизи сидели две француженки: старуха и молодая, удивительной красоты, по-видимому, родственницы.

   Молодому скучающему помещику пришла в голову мысль завязать знакомство.

   Он подошёл с бокалом к их столу, представился и после тысячи извинений предложил тост:

   — Позвольте мне, чужестранцу, в вашем лице предложить тост за французских женщин!

   В то «отжитое время» «русские бояре» имели репутацию.

   Тост был принят благосклонно, француженки выразили желание чокнуться, было спрошено вино, Сухово-Кобылин присел к их столу, и завязался разговор.

   Молодая француженка жаловалась, что она не может найти занятий.

   — Поезжайте для этого в Россию. Вы найдёте себе отличное место. Хотите, я вам дам даже рекомендацию? Я знаю в Петербурге лучшую портниху, Андрие, первую, — у неё всегда шьёт моя родня. Она меня знает отлично. Хотите, я вам напишу к ней рекомендательное письмо?

   Сухово-Кобылин тут же, в ресторане, написал рекомендацию молодой женщине.

   На этом знакомство кончилось.

   Они расстались и больше в Париже не встретились.

   Но в те времена верили ещё в «русских бояр».

   Прошёл год.

   Однажды Сухово-Кобылин зашёл в Петербурге к Андрие с поручениями от сестры из деревни.

   Поручение было исполнено, и Сухово-Кобылин уходил уже из магазина, — как вдруг к нему подошла удивительно красивая женщина, служащая в магазине.

   Лицо её было как будто знакомо.

   — Вы меня не узнаёте? — улыбаясь, спросила она. — Я Симон Диманш, помните, та самая француженка, которой год тому назад вы дали рекомендацию к этой фирме. Я поехала и, благодаря вашей рекомендации, получила место.

   Она была очень красива.

   — Но нам надо встретиться. Вы расскажите мне всё подробно. Как бы это сделать? Не хотите ли со мной пообедать на этих днях? — предложил Сухово-Кобылин.

   — У меня только один свободный вечер в неделю. Четверг. Как раз сегодня.

   — Превосходно. Я отозван сегодня на обед. Но я пошлю записку, что болен, и мы обедаем вместе!

   Они обедали в кабинете лучшего в те времена французского ресторана в Петербурге.

   За обедом красавица-француженка окончательно вскружила голову молодому помещику, и он предложил:

   — Жениться я на вас не могу. Против этого были бы родные, а я от них завишу. Но хотите, — мы будем жить, как муж с женой. Едем ко мне в имение. Ну, что вам здесь, в каком-то магазине, служащей? Чего вы добьётесь? Чего дослужитесь?

   Симон Диманш приняла предложение, и они уехали в деревню.

   Медовый месяц промелькнул, француженка влюбилась до безумия в своего русского друга, а молодой человек стал скучать, его потянуло в город.

   Они поселились в Москве, на Тверской, в собственном доме Сухово-Кобылина, — в дворянском особнячке, какие бывали в старину.

   Служило им пятеро крепостных.

   Охлаждение молодого человека шло crescendo [по нарастающейит.], — и Симон Диманш ревновала его безумно.

   «Дело», покоящееся в архивах старого сената, рассказывает следующую романическую историю.

   Сухово-Кобылин безуспешно ухаживал в эту зиму за одной московской аристократкой.

   В один из вечеров у этой аристократки был бал, на котором присутствовал Сухово-Кобылин.

   Проходя мимо окна, хозяйка дома увидела при свете костров, которые горели по тогдашнему обыкновению для кучеров, на противоположном тротуаре кутавшуюся в богатую шубу женщину, пристально смотревшую в окна.

   Дама monde’а [света —фр.] узнала в ней Симон Диманш, сплетни о безумной ревности которой ходили тогда по Москве.

   Ей пришла в голову женская, злая мысль.

   Она подозвала Сухово-Кобылина, сказала, что ушла сюда в нишу окна, потому что ей жарко, отворила огромную форточку окна и поцеловала ничего не подозревавшего ухаживателя на глазах у несчастной Симон Диманш.

   В тот вечер, вернувшись, Сухово-Кобылин не нашёл Симон Диманш дома.

   Прислуга сказала, что барыня уехала на наёмном извозчике.

   Глубокая ночь. Её всё нет.

   Встревоженный Сухово-Кобылин поехал к обер-полицмейстеру и заявил ему об исчезновении француженки.

   — Не случилось ли с ней чего?

   Начались розыски. Искали долго, и, наконец, на Ходынском поле была сделана страшная находка.

   Среди сугробов снега лежала с перерезанным горлом Симон Диманш.

   Не было грабежа. Драгоценные вещи, дорогая шуба чёрно-бурой лисицы, — всё было цело.

   Что это было? Самоубийство? Убийство? Не была ли несчастная убита в другом месте, и не был ли труп вывезен в поле?

   Полиция сделала обыск в доме Сухово-Кобылина, и в одной из комнат были открыты следы крови.

   Сухово-Кобылин и вся прислуга были арестованы.

   Напрасно родные Сухово-Кобылина кинулись хлопотать.

   — Он сильно запутан в это дело. Зачем он в ночь убийства являлся к обер-полицмейстеру и говорил об исчезновении Симон Диманш?

   Прислуга на все вопросы отвечала:

   — Знать не знаем, ведать не ведаем. Барин поехал на бал на своих лошадях. Их француженка, спустя немного, велела позвать себе извозчика и куда-то уехала. Больше мы её не видели!

   Как вдруг после долгого сиденья при квартале прислуга изменила свои показания.

   Они сознались квартальному в убийстве.

   — Мы ненавидели француженку за жестокое обращение с нами, воспользовались, что барина не было дома, зарезали француженку и отвезли тело на Ходынское поле! — показали крепостные.

   Но им не совсем поверили.

   Дело шло о «дворянине Сухово-Кобылине, обвиняемом в убийстве при посредстве своих крепостных находившейся с ним в противозаконной связи француженки Симон Диманш».

   — Зачем он приезжал ночью к обер-полицмейстеру?

   Сухово-Кобылин и его крепостные сидели в тюрьме и были накануне каторги.

   Родные его продолжали хлопотать, и вот, наконец, после бесконечных мытарств было постановлено сенатом «обратить дело к переследованию и постановлению новых решений, не стесняясь прежними».

   В конце концов начали с того, с чего следовало начать, с начала самого начала, — это, впрочем, и теперь случается, — с исследования кровавых пятен.

   По исследованию «медицинской конторы» оказалось, что кровь была куриная.

   Комната, где найдены пятна, была людскою.

   Это подтверждало первое показание повара. Он показал, что зимой резал обыкновенно птицу в людской,

   Но откуда же явилось сознание крепостной прислуги?

   Следствие обнаружило, что сознание это было вынуждено у людей в квартале пытками.

   Квартальный надзиратель, как оказалось, кормил их селёдками и не давал пить, подтягивал допрашиваемых на блоках к потолку, так что у несчастных плечевые кости выходили из суставов, и требовал:

   — Сознавайтесь, что убили!

   Так было добыто «сознание».

   — Имейте в виду, — говорил при этом «сознавшимся» квартальный надзиратель, — и следователям, и судьям показывайте точно так же. Измените показание, — опять вас к нам пришлют, и мы вас опять так пытать будем.

   Крепостные и повторяли всем от страха «оговор на себя».

   Только на одно не шли. эти несчастные в своей «рабьей верности»: как ни пытал их квартальный надзиратель «показать на барина», они и под пыткой твердили:

   — Барин ни при чём!

   Когда новое следствие раскрыло всё это, состоялся приговор.

   Дворянина Сухово-Кобылина и его крепостных слуг, как невиновных, отпустить, дело о смерти француженки Симон Диманш предать воле Божией, а квартального надзирателя за допущенные им при допросе пытки и истязания с целью вынудить ложное сознание, лишить прав состояния и сослать на поселение в отдалённейшие места Сибири.

   Вот трагедия, которой обязаны мы появлением трёх пьес Сухово-Кобылина.

   Сидя в тюрьме, он от скуки рассказал в драматической форме ходивший в то время по городу анекдот об одном очень светском господине, оказавшемся шулером, который заложил известному дисконтёру стразовую булавку за брильянтовую. Так получилась «Свадьба Кречинского».

   «Дело» — самая сильная, самая страстная из пьес Сухово-Кобылина. В ней вы найдёте отголосок того, что ему самому пришлось пережить в собственном «деле». Не даром в предисловии к этой страшной пьесе А. В. Сухово-Кобылин писал:

   «Если бы кто-либо усомнился в действительности, а тем паче в возможности описываемых мною событий, то я объявляю, что имею под рукою факты довольно ярких колеров, чтоб уверить всякое неверие, что я ничего невозможного не выдумал и несбыточного не соплёл».

   Вспомните самое возникновение «Дела».

   «Дело» — возникает по доносу Расплюева на то, что Лидочка сама «запутала» себя, сказавши будто бы:

   — Это моя ошибка.

   Пользуясь этим, запутывают в «Дело» человека, с которого можно поживиться.

   Сравните это с тем, как Сухово-Кобылин «сам себя запутал в дело», — ночью поехавши к обер-полицмейстеру.

   В сценах допроса Тарелкина на дому и допроса в квартале, в «Смерти Тарелкина», несомненно, отразились сцены допроса в квартале крепостных Сухово-Кобылина.

   Тюремной тоске обязаны мы «Свадьбой Кречинского», — и крик протеста, вопль измученного человека — эти две пьесы — «Дело» и «Смерть Тарелкина», в которых Сухово-Кобылин позорным клеймом, несмываемым клеймом сатиры, заклеймил «доброе, старое», слава Богу, «отжитое» уже время.

  

  

   OCR, подготовка текста: Евгений Зеленко, ноябрь 2010 г.