Ивану Ивановичу Дмитриеву
Автор: Хвостов Дмитрий Иванович
Ивану Ивановичу Дмитриеву.
На случай чтения Николаем Михайловичем Карамзиным, в торжественном Российской Академии собрании, 1820 года Генваря 8 дня, некоторых мест из IХ тома его Истории.
Благодаришь меня за добрую ты весть.
Со дней младенчества чужда мне зависть, лесть.
Теперь ли, к пристани предел сретая близкой,
Смолчу о торжестве словесности Российской?
Теперь ли утаю, что ведает Москва?
Давно уже о том стоустая молва,
Оставя Севера пространные границы,
Европы разнесла в богатыя Столицы.
Сорадуясь, скорблю лишь о твоей судьбе:
Лишен ты зрелища приятного тебе.
О человечества и слава и отрада!
О дар! единственна ты сам себе награда.
Дух любомудрия на пламенных крылах
Нас заставляет жить в прошедших временах.
Изобразители разумныя природы
Внедряют правды дух, дух веры и свободы.
Где Тацит возгремит иль Нестор, Геродот,
Мир внемлет, удивясь, и пожинает плод.
Обитель Невских Муз и коренного слова
Лицетворила нам и древни страсти снова.
Казалось, зрели мы, как поспешала лесть
Любовь и доблести разврату в дар принесть.
Царя достойного, победами венчанна,
Умела, соблазня, преобратить в тирана.
Вещает Иоанн, уже возвыся речь:
„Мне воля правило, а прорицатель меч.
„Почто Предстатели и Думы и законы!
„Не боги суть они, не древни Аполлоны.“
Стекаются к Царю пороки все в чертог,
Лишь добродетели преступит он порог:
Там дерзска клевета, сугубяща наветы,
Страдальцами селить в судилищах советы.
Сомненье, раб ея, с нахмуренным челом,
Навета семя чтит укорененным злом,
За пагубной мечтой неутомимо рыщет,
Крамол и мятежей призрака всюду ищет.
Желая от себя престола гнев отвлечь,
Без доказательства несет к опальным меч.
Там лицемерие, личину взяв святыни,
Из града удалясь в цветущия пустыни,
С толпой Опричников, при казнях лютых в пост,
Стучит челом своим о каменный помост.
А зависть бледная, подъемля мрачны взоры,
На шумный рев морей и на песчаны горы
Глядит: не кроетcя ль где дарованья блеск?
О доблести в лесах не раздаетcя ль плеск?
И к самовластию приводит страх с собою.
Ожесточенною оно тогда рукою
При мирных алтарях лиет безвинну кровь:
Разторглося к отцу доверие, любовь.
Народ, в пучине бед, волнуется и страждет;
Глас веры усыпя, тиран лишь крови жаждет;
Разврата всюду след, корысти зрится пир.
На человечество злой посягнув кумир,
И лесть и фимиам и жертвы восприемлет;
Рассудку, истине мучительство не внемлет.
Надменно шествуя владычества стезей,
Не допускает мысль, что Бог есть Царь Царей.
Поэту ль опишу я дара превосходство,
В потомстве поздних лет и пользу и господство?
Давно ты ведаешь, орел лишь воспарит,
Упругий воздух жмя крылами, солнце зрит.
При свете разума все искры вдохновенья
В чувствительных душах рождают услажденья.
Писатель грозного Владыки грозных дел
Недавно это сам и чувствовал и зрел.
Иные с предками скорбь, ужасы делили;
Те слезы радости о настоящем лили.
Средь многолюдия у всех и взор и дух
Казались быть в один преобращенны слух.
И можно ль не внимать средь тяжкия печали,
Как чувствами себя Славяне отличали?
При казни за сребро ответ Боярин дал:
„Я к Богу с нищими богатство переслал.“
Граф Хвостов.
Соревнователь просвещения и благотворений, 1820 г. Часть 10