Стены
Автор: Найденов Сергей Александрович
С. Найденовъ.
Стѣны.
Драма въ четырехъ дѣйствіяхъ.
Дѣйствующія лица:
Дѣйствіе происходить въ столичномъ городѣ.
ДѢЙСТВІЕ ПЕРВОЕ.
ОЛЬГА ИВАНОВНА
(баюкая собаченку).
(Пауза. Раздается громкій, продолжительно-отрывистый звонокъ. Въ передней появляется Прасковьюшка, компаньонка и подруга Ольги Ивановны. Она очень похожа на Ольгу Ивановну, какъ будто сестра, но только значительно моложе ея и не имѣетъ привычки бѣлиться и румяниться. Одѣта прилично — для пріема гостей)
ОЛЬГА ИВАНОВНА.
ПРАСКОВЬЮШКА.
ОЛЬГА ИВАНОВНА.
ПРАСКОВЬЮШКА.
(Спускается съ лѣстницы. Ольга Ивановна выбѣгаетъ въ переднюю)
ОЛЬГА ИВАНОВНА.
(Прасковьюшка появляется на лѣстницѣ)
ПРАСКОВЬЮШКА.
ОЛЬГА ИВАНОВНА.
ПРАСКОВЬЮШКА.
ОЛЬГА ИВАНОВНА.
ПРАСКОВЬЮШКА.
ОЛЬГА ИВАНОВНА.
ПРАСКОВЬЮШКА.
(Спускается съ лѣстницы)
ОЛЬГА ИВАНОВНА
(ей вслѣдъ).
(Уходитъ въ свою комнату, въ которую ведетъ изъ парадной дверь.
По лѣстницѣ поднимаются Осокинъ и Артамонъ Сусловъ. Прасковьюшка помогаетъ имъ раздѣваться въ передней. Артамонъ Сусловъ медленно раздѣвается, чего-то стыдится, робѣетъ. Осокинъ чувствуетъ себя, какъ дома, поетъ, щиплетъ Прасковьюшку.
Артамонъ — молодой человѣкъ, лѣтъ 27—28. Лицо интеллигентное, красивое, фигура неуклюжая, сутуловатая… Задумчивъ, сумраченъ… Въ немъ, гдѣ-то глубоко, сидитъ дѣтская, наивная, довѣрчивая душа, и пока она не появляется наружу, онъ какой-то мертвый, но въ минуты откровенія этотъ серьезный, неуклюжій человѣкъ становится большимъ, наивнымъ, пріятнымъ ребенкомъ. Въ настоящій моментъ онъ сильно пьянъ и старается не показать этого. Осокинъ — лѣтъ 30, сильно пожившій, истасканный человѣкъ. Рѣдкіе, сѣдѣющіе волосы; сѣдые волосы на бородѣ и усахъ онъ выстригаетъ, отчего получаются замѣтныя лысины. Человѣкъ живого, сангвиническаго характера. Ходитъ въ русскомъ костюмѣ и носитъ дворянскую фуражку съ краснымъ околышкомъ. Войдя въ комнату, онъ окидываетъ ее взглядомъ, встаетъ въ театральную позу и поетъ)
ОСОКИНЪ.
ПРАСКОВЬЮШКА
(зажигая лампу на столѣ передъ диваномъ).
ОСОКИНЪ.
(Артамонъ не входитъ, стоитъ въ передней и смотритъ въ комнату Ольги Ивановны)
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ
(подходя къ двери, пораженный видимымъ фактомъ).
ОСОКИНЪ.
ПРАСКОВЬЮШКА.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
ПРАСКОВЬЮШКА.
ОСОКИНЪ.
(Артамонъ сѣлъ и углубился въ самого себя)
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ
(добродушно похлопывая его по плечу).
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ
(обращаясь къ Прасковьюшкѣ).
ПРАСКОВЬЮШКА.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
(Входитъ Прасковьюшка съ коньякомъ и фруктами въ вазѣ)
ОСОКИНЪ.
ПРАСКОВЬЮШКА
(ставя на столъ принесенное).
ОСОКИНЪ.
ПРАСКОВЬЮШКА
(выходя изъ комнаты).
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ
(наливая коньякъ).
(Пьютъ)
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
(Подаетъ ему руку)
АРТАМОНЪ
(крѣпко сжимая его руку).
ОСОКИНЪ
(вырывая руку).
АРТАМОНЪ
(сжимая сильнѣе).
ОСОКИНЪ
(корчась).
АРТАМОНЪ
(выпуская руку).
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ
(угрюмо смотря на него).
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ
(строго).
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
(Артамону пріятно говорить о Еленѣ Кастьяновой, и на этотъ разъ онъ не замѣчаетъ, какъ Осокинъ подлаживается къ нему, навязывается съ дружбой)
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
(Вынимаетъ бумажникъ и изъ него вытаскиваетъ фотографическую карточку Елены)
АРТАМОНЪ
(показывая карточку).
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
(Пьетъ. Пауза. Осокинъ ложится на диванъ; Артамонъ сидитъ въ креслѣ и живетъ тяжелыми, пьяными ощущеніями и мыслями)
ОСОКИНЪ.
(Пауза)
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ
(равнодушно, смакуя свое блаженство).
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
(Изъ дверей доносится шумъ разговора и смѣхъ)
ОСОКИНЪ
(прислушиваясь).
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
(Шаритъ въ карманахъ, ищетъ деньги, находитъ отдѣльныя монеты и отдаетъ ихъ Осокину)
ОСОКИНЪ.
АРТАМОНЪ.
ОСОКИНЪ.
(Уходитъ. Артамонъ выпиваетъ двѣ рюмки, ложится на диванъ, тяжело дышетъ и сопитъ, смотря не мигая на потолокъ.
Большая пауза. Прасковьюшка нерѣшительно отворяетъ дверь и пропускаетъ Лизу)
ПРАСКОВЬЮШКА
(въ дверяхъ).
(Скрывается. Входитъ Лизанька, полная дѣвушка съ деревяннымъ, широкимъ лицомъ и безсмысленными глазами. Чужое, нарядное платье виситъ на ней мѣшкомъ. Рабочія, красныя, большія руки старается не показывать. Смущается, робѣетъ; повидимому, недавно начала свои гастроли у Ольги Ивановны
При входѣ ея, Артамонъ медленно подымается и садится на диванъ, съ любопытствомъ разсматриваетъ Лизаньку съ головы до ногъ)
ЛИЗАНЬКА.
АРТАМОНЪ.
ЛИЗАНЬКА.
(Пауза)
АРТАМОНЪ
(показывая на вазу съ яблоками).
ЛИЗАНЬКА.